Лучший педагог года

Педагогический совет «Детский сад и семья»

ИРИНА СМИРНОВА
Педагогический совет «Детский сад и семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: определение максимально результативных направлений в работе, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Повестка:

1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета

2. Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Публикация «Педагогический совет „Детский сад и семья“» размещена в разделах

3. Аналитическая справка тематического контроля «Работа с родителями в ДОУ»

4. Особенности современной семьи.

5. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.

Открытый диалог:

6. Работа в группах: «Поиск наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями

7. Работа в группах: «Все в наших руках» (трансформация негативных высказываний в позитивные)

8. Тест "Оценка уровня коммуникабельности педагога в работе с родителями".

9. Рефлексия

10. Решение педагогического совета.

Решение педагогического совета

1. По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

2. Продолжать использовать разнообразные формы работы с родителями.

3. Способствовать активному участию родителей в жизни ДОУ.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам. В нем говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Особенности современной семьи.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Современные родители достаточно образованны.

У них есть доступ к педагогической информации, которая буквально «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной литературы и периодической печати, сайтов Интернета, не предполагающая обратной связи, не учитывая специфику семейного воспитания конкретного ребенка, особенности данной семьи, да и пользуются родители этим бессистемно.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.

Педагоги сталкиваются и с низкой компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения. Сложность в том, что в ДОУ приходят семьи с запущенными жизненными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как живется («так жили родители, и ничего, выжили»).

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования.

В общении с родителями педагог должен учитывать :

Черты современной семьи :

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. За последние 20 лет постепенно увеличивается число больных новорожденных (до начала 90-х годов их было 25 %). Все чаще стали появляться дети с пороками развития. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, около 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии. По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к окружающему миру меняется (даже на непродолжительное время). Помощь такой семье заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание родителями объективного статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами (воспитателями).

2. Депривированное материнством»- мама со «спящим» инстинктом материнства – это, как правло, неласковая и непонимающая своего ребенка женщина (напомним, что образец материнского инстинкта закладывается у девочек в детстве). Ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства («при живой матери сирота»). Депривированное материнство реализуется в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтам и увеличивает бракоразводность.

Профили родительского отношения к ребенку:

1. Благополучные семьи :

• Понимающие- родители хорошо знают своего ребенка,

семьи реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения.

• Покровительствующие - родители хорошо знают своего ребенка, однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

• Безразличные - мало знают своего ребенка и не стремятся узнать его больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.

2. Неблагополучные семьи :

• Подавляющие - отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый характер.

• Тревожные - родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку.

• Отстраненные - родительская позиция крайне негибкая,

жесткая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.

• Отвергающие- родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание.

Возрастные особенности самих родителей:

1. Поздняя юность (18-25 лет) – осознание собственной

индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства,

находятся в поиске своего места в жизни. Нередко молодые люди поздно встают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами своих родителей.

Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить инфантилизм, иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств

неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые родители (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым.

2. Ранняя зрелость (25- 35 лет) - установление близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в то у него может развиваться чувство изоляции. Отсюда возникают неполные семьи. ощущение, что ни на кого в этом. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама, может быть очень тревожным, беспокойным, нервным, неровным, непоследовательным в воспитании своего ребенка, а также в общении с педагогами. Другая крайность – попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами.

3. Средняя зрелость (35-45 лет)- время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни (среднего возраста, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни прожито. Главная особенность этого возраста- желание повлиять на следующее поколение через собственных детей. И как, следствие - чрезмерная нагрузка на ребенка, стремление, чтобы ребенок реализовал мечты родителей.

Исходя из всего вышесказанного следует понимать, что единственно

правильное взаимодействие и общение состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или бездействии родителей и педагогов, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения

с родителями воспитанников.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников включает в себя:

1. Личностный компонент - личностные качества и установки (готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями, установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность).

2. Содержательный компонент – знания (о семье, об особенностях семейного воспитания, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о методах изучения семьи, о современных формах организации общения, о методах активизации родителей).

3. Деятельностный компонент- умения и навыки (умение преодолевать психологические барьеры общения,владение методами изучения семьи, умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения).

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Организуя общение с родителями педагогу необходимо также учитывать и свои возрастные особенности (Р. П. Дешеулиной) :

1. * 30 – 35 лет – переходный возраст. Задачами развития здесь являются организация жизни в собственной семье, осуществление родительской роли, построение карьеры, выработка нового стиля жизни, принятие новых обязательств. Кризис этого этапа проявляется в конфликте потребности собственной причастности к социальному бытию и отчужденности от него. Необходимо обратить внимание на межличностные отношения и мирное разрешение разрешения конфликтов. В 35 лет официально заканчивается возраст молодости.

2. * 36 – 50 лет – зрелость. Задачами развития здесь являются смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжение родительской роли, переоценка значимости людей. Выход из кризиса этого возраста заключается в нахождении путей обновления либо в появлении отстраненности. Ресурсами развития могут стать переоценка и обновление решений, касающихся межличностных отношений, работы, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи.

3. * 51 – 65 лет – пожилой возраст. Задачами развития здесь являются установление связей вне семьи, снижение роли работы, формирование разумного отношения к бренности существования. В ходе кризиса решаются задачи: установить конструктивные связи с окружением либо замкнуться на собственных проблемах. Ресурсами развития в этом возрасте считаются знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; опора на умственные способности.

Можно сделать вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. (примерный кодекс общения представлен на столах).

Открытый диалог:

Работа в группах: «Поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями»

«ФГОС ДО нацеливает нас на то, что «Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».

Чтобы это реализовать педагоги используют разные формы работы.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Традиционные и нетрадиционные.

Работа в группах: У вас на столах представлены карточки с разными формами взаимодействия. Выберете карточки с наиболее эффективными. Аргументируйте свой ответ (что предполагает форма и почему она эффективна) представлена только часть форм взаимодействия).

Карточки: родительское собрание (Это форма взаимодействия д/с и семьи, а также средство для повышения эффективности учебного и воспитательного процессов, беседа (простая и самая распространенная форма установления связи педагога с семьей, информационные стенды для родителей (подводят родителей к знанию и пониманию педагогических принципов, а также дают разностороннюю полезную информацию об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста, совместные досуги и праздники (родители, наблюдая и участвую в жизни ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами, открытый диалог (позволяет родителям поделиться опытом воспитания, узнать опыт других, обсудить проблемы, круглый стол (реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации, мастер-класс (форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу, дни открытых дверей (представляет собой обычный рабочий процесс, за исключением того, что каждый родитель может стать наблюдателем или даже непосредственным участником педагогической деятельности, родители могут получить информацию об условиях содержания детей в детском саду, заседания семейного клуба (обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада, встречи со специалистами (получение новой информации по вопросам воспитания и развития детей, устный журнал (позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей, конференции (Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.)

Вывод: для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Все вышеизложенные формы взаимодействия детского сада и семьи (это только малая часть форм взаимодействия) призваны профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Работа в группах: «Все в наших руках» (трансформация негативных высказываний в позитивные)

Зачастую родители и педагоги используют “словечки”, которые крепко зацепляются в подсознании ребёнка, вследствие чего ребёнок отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Предлагаю вам сейчас поработать в группах и эти негативные «словечки- высказывания» трансформировать в позитивные (Работа в группа)

Такие упражнения – игры просто необходимо проводить с родителями. Важно обратить их внимание на те последствия, которые негативные установки могут иметь для развития личности ребенка, и научить выдвигать позитивные установки.

Тест "Оценка уровня коммуникабельности педагога в работе

с родителями".

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Рефлексия

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества;

доброжелательную;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Предлагаю вам «ладонь», где каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

• Большой – для меня было важным и интересным…

• Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

• Средний – мне было трудно (мне не понравилось…

• Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

• Мизинец – для меня было недостаточно.

Чтобы наша встреча завершилась на позитиве, предлагаю вам рецепт приготовления блюда «Позитивное общение»

Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

• 9 порций содержательности,

• 8 порции терпения,

• 7 порции храбрости,

• 6 порций мудрости,

• 5 порций оптимизма,

• 4 порции вольнодумия и свободомыслия,

• 3 порции доброты,

• 2 порции такта,

• 1 порцию юмора.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский сад и семья. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста требует единства согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий.

Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка Детский сад и семья - единое пространство развития ребенка Семья –источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод.

Детский сад и семья: новые грани взаимодействияДетский сад и семья: новые грани взаимодействия ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ: НОВЫЕ ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Султанова А. Р., воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 44, г. Уфа Проблема взаимодействия.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество! Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим.

Детский сад и семья-здоровый образ жизни!Детский сад и семья-здоровый образ жизни! Детский сад – семья – здоровый образ жизни! Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующая серьезного.

Фотоальбомы «Моя семья» и «Детский сад-маленькая жизнь»Фотоальбомы «Моя семья» и «Детский сад-маленькая жизнь» Фотография стала доступной,мы постоянно фотографируем. Но возникает вопрос: "Как сохранить фотографии?"Поэтому мы создали фотоальбомы, которые.

Краткосрочный педагогический проект «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!»Краткосрочный педагогический проект «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» Трудности в адаптации после летнего отдыха испытывают не только взрослые, но и дети. Процесс перехода от летнего оздоровительного периода.

Педагогический проект «Детский сад — детский сад» Актуальность. В ФГОС ДО говорится, что образовательная программа должна быть направлена на «позитивную социализацию ребёнка, развитие инициативы.

Программа социального партнерства с семьей. «Детский сад + семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка». Программа социального партнерства.

Стенгазета «Детский сад и я — дружная семья»Стенгазета «Детский сад и я — дружная семья» Лукьянова Наталия, Коханская Ирина. Стенгазета "Детский сад и я - дружная семья" Во время тематической недели "Наши добрые дела"(дружба,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Детский сад и семья»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 23:33
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Детский сад и семья»» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА СМИРНОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД