елена мясникова
Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка
Детский сад и семья - единое пространство развития ребенка
Семья –источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
И. Токмакова
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка» размещена в разделах
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А. С. Макаренко
Академик Д. С. Лихачев когда – то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, Во многих современных семьях воспитанию детей уделяют слишком мало внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь ребенку, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья».
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза светятся от радости».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить, переживать, чувствовать и т. д.
Как изменить такое? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Для родителей:
Ну во первых создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнерские отношения;
Вовлечь семьи в единое образовательное пространство;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для детей:
Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
Рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;
Развивать познавательные способности, активно включать в творческо - поисковую деятельность;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Укреплять детско – родительские отношени
Все перечисленные задачи расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепит связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколени
Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт
. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется проблеме негативного влияния семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста: неблагоприятный психологический климат семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствие, потеря авторитета родителей. Все это приводит к ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.
Данный материал направлен на решение одного из основных вопросов обучения и воспитания детей. Однако вопрос взаимодействия семьи и детского сада остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении.
Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 Мясникова Елена Анатольевна