Олеся Шапошникова
Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество!
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Публикация «Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество!» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за дошкольниками, пока родители на работе. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство для развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Эти вопросы стоят перед многими ДОУ.
Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад – семья. При этом решаются следующие задачи:
1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Для их решения в детском саду ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников, используются различные формы работы с родителями:
• общие и групповые родительские собрания;
• выставки изготовленных вместе с родителями работ;
• дни открытых дверей;
• семинары-практикумы;
• почта доверия и т. д. ;
• спортивные праздники и развлечения;
• совместные субботники;
• экскурсии;
• консультации, беседы;
• конкурсы.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год.
Большая работа с родителями проводится в самый сложный период – период адаптации, как детей, так и родителей к условиям дошкольного учреждения. Наша задача – вовлечь родителей в педагогический процесс с целью налаживания сотрудничества по вопросам воспитания детей, которое снимает состояние повышенной тревожности у родителей, помогает продуктивно организовать жизнедеятельность ребенка, создать предметно-развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями. На протяжении года проводятся собрания, консультации, на которых родители узнают о возрастных особенностях детей, задают вопросы и делятся своими знаниями. К концу года мы организуем круглый стол по теме «Кризис трёх лет – это серьезно», цель которого помочь родителям наладить контакт с ребенком в период кризиса.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем образовательным областям. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой и инструктором по физической культуре выпускаются санитарные бюллетени согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию.
Воспитатели регулярно оформляют информационные стенды для родителей: «Что читать детям», «Как полюбить книгу», «Безопасность ребенка в ваших руках».
В течение года заведующим, медицинскими работниками, психологом, инструктором по физической культуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование.
Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей (80%); общие родительские собрания (35%); индивидуальные беседы, консультации (30%).
С большим успехом всегда проходит «Неделя психологии», «День открытых дверей». Родители активно посещают НОД и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с родителями, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе».
Воспитатели в течение года организует выставки совместного творчества детей и родителей: «Вместе папой рисуем маму», «Нашим любимым мамам посвящаем», «Зимний пейзаж», поделки из природного материала «Осенний подарок» и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес воспитанников и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством. Мы заранее вывешиваем яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они рисуют, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Так были проведены выставки-конкурсы «Чудеса природы», «Птичья столовая», «Новогодняя игрушка». Ежегодно мы оформляем фотовыставки из семейных архивов «Мой папа служил в армии», «Мама на работе», «Наша дружная семья», «Мы любим в выходной быть вместе». Родители стараются сделать к фотографиям надписи, интересные, неформальные, зачастую в стихах и с юмором. Дети старшего дошкольного возраста оформляют стенды к праздникам 23 Февраля, 8 Марта, День Матери с рисунками, фотографиями и поздравлениями, такие стенды помогают сказать важные слова, поныть, какое огромное значение имеет в жизни семья, дом.
Большую работу с родителями проводит инструктор по физической культуре. У нас стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Мой папа самый сильный», «Победа деда – моя победа», «Веселые старты», «Вместе некогда грустить», дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами ДОУ. Родители активно участвуют в «Днях здоровья», у нас появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. д. Все дружно «болеют», а потом вместе обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.
Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета «Самые спортивные», «Самые активные» с фотографиями детей и родителей.
Наш детский сад находится в постоянном поиске новых современных форм работы с родителями. Так, например, был открыт специальный сайт детского сада, предназначенный для размещения информации о нашем ДОУ.
На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников. В прошлом году была проведена ярмарка-продажа поделок изготовленных родителями и детьми. Заработанные средства были потрачены на благоустройство территории детского сада.
Педагогический коллектив повышает качество предоставляемых услуг, делая их более разнообразными. В ДОУ функционируют группа кратковременного пребывания «Группа удлиненного дня», «Группа семейного воспитания по присмотру и уходу за детьми», группа кратковременного пребывания «Группа развития». Просвещение родителей основано на оказании своевременной информационной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания. Информация, представленная в нашем ДОУ оригинально и красочно оформлена в каждой группе.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка