Аниса Султанова
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ : НОВЫЕ ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Султанова А. Р., воспитатель высшей категории
МБДОУ Детский сад № 44, г. Уфа
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Публикация «Детский сад и семья: новые грани взаимодействия» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Именно с той целью, с целью повышения педагогической грамотности у родителей я, воспитатель средней группы в своей работе принимаю следующие формы работы с родителями.
*мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, родительские кружки (клубы, мастер-классы и т. п.)
*мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники, досуги, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми» и т. п.);
*мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п., домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.
Так по первому направлению в нашем ДОУ мы организуем Дни открытых дверей, которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Для эффективного сотрудничества с родителями, в своей деятельности я используем такую форму работы, как мастер-класс, позволяющий обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей. Так в моей средней группе я провела мастер – классы: «Играем пальчиками – развиваем речь», где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка и с этапами её проведения.
Для привлечения родителей к совместному сотворчеству с детьми, я провела мастер-класс «Ай-да, сказка», на котором познакомила родителей с различными технологиями изготовления сказочных игрушек, что позволило родителям организовать совместную деятельность с детьми дома.
Важное место в нашей работе с родителями занимают родительские собрания. Собрания всегда проходят в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам, таких, как Режимные моменты в нашем детском саду», «Вот и стали мы на год взрослее».
По второму направлению для создания ситуации приятного совместного досуга мы совместно с музыкальным руководителем организуем проведение праздников: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Праздник весны» и мн. др. В результате - формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Также в моей группе проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как: «Цветущий сад», «Птицы – наши друзья», «9 мая -День Победы», «Удивительный мир магнитов», «23 февраля – День защитника Отечества», «Чистый город»и др.
Родители моей группы стали незаменимыми участниками всех трудовых дел: начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зимних городков на участке. И все это они делают вместе с детьми. В рамках таких трудовых дел у нас ежегодно проводится акция «Подари ребенку зимнюю сказку». Это и трудовое воспитание, и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям.
Рассматривая третье направление, хотелось бы рассказать о совместной продуктивной деятельности родителей и детей. В моей группе проводятся такие выставки, как: «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Домик для друзей», «Дары осени», «Моя любимая игрушка», «Праздничная ёлка» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.
Совместно с родителями выпущены фотогазеты «Мамы разные важны, мамы всякие важны», «Чего не должно быть на дорогах», «Мой папа-самый лучший», «Есть такая профессия - Родине служить» и мн. др.
В своей работе с родителями я применяю памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в нем материал, но и применить его на практике, поиграть со своими детьми в предложенные игры дома, на прогулке, в транспорте.
С начала 2015 года был создан групповой сайт в интернете (в контакте, где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеофильмы с участием наших воспитанников, консультации для родителей, устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. Преимущества этого сайта: родители могут следить за жизнью своих детей в группе, могут получать информацию в форме педагогических советов, за детьми не всегда приходят сами родители (в силу своей занятости, а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе, пообщавшись с педагогами и другими родителями. Родители, благодаря этому сайту, знают, как правильно организовать игровую деятельность детей в домашних условиях. На мой взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.
Показателями результативности работы с родителями стали следующие: увеличилось количество родителей, заинтересованных проблемами воспитания, о которых ранее не задумывались (на 25%); стали читать педагогическую литературу (на 50%); хотели бы принимать участие в жизни детского сада (на 55%); хотят получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме (на 35%, хотят получать информацию о воспитании своих детей на родительских конференциях (на 25%)
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей.