Хухорова Марина
Педагогический проект «Детский сад — детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В ФГОС ДО говорится, что образовательная программа должна быть направлена на «позитивную социализацию ребёнка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками», развивать потенциал ребёнка «как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Эти ориентиры и требования ФГОС естественным образом реализуются в процессе взаимодействия групп детей разного возраста в ДОО.
Публикация «Педагогический проект „Детский сад — детский сад“» размещена в разделах
В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта при условии расширения образовательного пространства детского сада через разновозрастные взаимодействие детей.
В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство всех возрастных групп. Разновозрастное взаимодействие детей способствует организации общения между ними. Взаимодействие и общение в совместной игре, продуктивной деятельности, экскурсии оказывает положительное влияние на развитие, как младших, так и старших дошкольников. Преимущества разновозрастного общения состоит в том, что младшие дошкольники реально видят, чем овладели старшие дошкольники и чему они могут научиться в ближайшем будущем. Кроме того, старшие дошкольники сами могут выступать в роли социальных партнеров для младших дошкольников в детском саду. Они могут показать младшим дошкольникам образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, продуктивной деятельности, быть экскурсоводами, проконтролировать правильность выполнения задания, оказать помощь.
Все это способствует: формированию у детей коммуникативных способностей, умению разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умению работать в группе сверстников, пониманию собственной значимости для окружающих, формированию толерантности, социальной зрелости.
Таким образом можно конкретизировать результаты разновозрастного взаимодействия:
1. Более глубокое принятие социальных, в том числе и гражданских ценностей, и норм, культурных традиций, поскольку дети тонко чувствуют свою ответственность к большому, а не только ближайшему социуму.
2. Более широкое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, поскольку каждый ребёнок получает опыт общения с детской группой другого возраста, педагогами других групп.
3. Интенсивное развитие социальной мотивации поведения дошкольников.
4. Опыт взаимной помощи, ответственности старших и младших детей.
5. Развитие инициативы и творчества в ситуации высокой социальной значимости.
6. Развитие и обогащение коммуникативной деятельности и коммуникативных умений в расширенной социальной среде.
Исходя из актуальности, перед нами встает проблема:
Дети разных возрастных групп недостаточно взаимодействуют друг с другом и мало используют пространство всего детского сада. В каждой группе детского сада возникает свой микросоциум со своими лидерами, ведомыми и аутсайдерами, где каждый занимает свою социальную нишу. Дети с малой социальной активностью не могут проявить свои лучшие качества, они эмоционально переживают свои неудачи, но они не могут изменить ситуацию в свою пользу. Однако в общении с детьми другого возраста или другой группы, с детьми из своего двора они очень активны, раскрепощены, проявляют лидерские качества. Возникает противоречие между имеющимся социальным опытом детей в рамках своих возрастных групп (своя групповая комната, свой коллектив, свои педагоги) и опытом взаимодействия с другими людьми вне своей группы.
Отталкиваясь от проблемы, выдвигаем гипотезу:
Если мы организуем взаимодействие детей разных групп, то мы расширим образовательную среду детского сада и будем способствовать более качественному социальному развитию детей.
Из вышесказанного мы поставили цель:
- расширение образовательного пространства детского сада через разновозрастное взаимодействие детей.
Для решения поставленной цели наметили задачи:
1. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность с детьми детского сада.
2. Обогащение предменетно-развивающей среды групп.
3. Способствовать коммуникативному и познавательному развитию детей.
4. Разработать план совместной деятельности групп.
Проект реализуется в три этапа.
Подготовительный этап
• Изучение методической литературы
• Разработка плана взаимодействия групп
Основной этап
• Написание проекта
• Фотоотчёты взаимодействия групп.
• Составление технологических карт в соответствии с планом взаимодействия групп
• Реализация плана взаимодействия каждой группы.
• Изучение возможностей образовательной среды каждой возрастной группы
Заключительный этап
• Презентация проекта
• Соцопрос образовательной эффективности взаимодействия детей в условиях расширенного образовательного пространства.
Из выше указанного материала хотелось бы наметить ожидаемый результат проекта:
Ожидаемый результат.
1. Дети детского сада активно принимают участие в совместной деятельности.
2. Предметно развивающая среда пополнена раздаточным и наглядным материалами.
3. Повысился уровень социально-коммуникативного развития
4. Разработан план для совместной деятельности групп.
Тема для взаимодействия детей разных возрастных групп может быть любой. Она должна давать возможность старшим и младшим детям найти свой интерес, новизну, свою «творческую нишу». В тематическом плане можно отследить расширение образовательного пространства детского сада через разновозрастные взаимодействия детей.
Тематический план
Месяц Группы Цель Совместные дела
Сентябрь Вторые младшие подготовительные группы Взаимодействие детей в процессе изготовления осеннего букета Сбор осенних листьев, изготовление букета из осенних листьев
Октябрь Первые младшие и подготовительная группы Взаимодействие детей в процессе изготовления атрибутов и подготовки к спектаклю «Колобок»
Изготовление масок,
инсценировка сказки «Колобок»
Ноябрь Первые младшие и средние группы Взаимодействие детей в процессе изготовления открытки к празднику мам Изготовление открытки к маминому празднику
Декабрь Средние и старшие группы Взаимодействие детей в процессе
изготовления поделки-цепочки Рассматривание украшения на окнах, ёлки, группы, изготовление поделки цепочки
Январь Младшие группы Взаимодействие детей в игровой деятельности
«Играем, развиваемся»
Игры на развитие мелкой моторики и сенсорике
Февраль Старшая и подготовительная группы Взаимодействие детей в спортивном развлечении «Весёлые старты»
Игры соревновательного характера на ползание, бег прыжки
Март Старшая группа и вторая младшая группа Взаимодействие детей в процессе посадки лука
Посадка лука, рассмотреть огород на окне
Апрель Средние и подготовительная группа Взаимодействие детей в игровой деятельности
«Путешествие в космос» Экскурсия в мини музей группы, участие в игровой деятельности
Май Старшая и средние группы Взаимодействие детей в
экскурсии в мини музей группы Рассматривание книг, обмен книгами
Для разработки проекта была изучена и реализована следующая методическая литература:
Литература:
1. Захарова, Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка [Текст]: кандидат педагогических наук / Т. Н. Захарова. – Ярославль, 2012. – 253 с. 4. Ковалева, Т. М. Открытость образования.
2. Н. Князева, И. Агафонова, Е. Цветкова «Проектирование взаимодействия групп детей разного возраста, //Дошкольное воспитание №82016.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное образование. 2013. №2.
4. Огоновская А. С. Образовательная- событийная среда как средство развития личности //Образование и наука. 2013. №3. С. 37-48