Юлия Болотова
Педагогический совет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе посредством чувственного восприятия природных объектов в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Цель: Активизировать имеющиеся у педагогов знания;
Создать благоприятный психологический климат в коллективе
Повестка:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
1. Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников – старший воспитатель Леготина Ю. В.
2. Викторина знатоки природы
3. Из опыта работы воспитателя Ореховой Е. В. «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
4. Анализ просмотренных открытых занятий по опытно-экспериментальной деятельности воспитателей Наумкиной Н. В., Перевузник А. Н., Старковой М. А.
5. Анализ анкетирования родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника»
ДОКЛАД
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование – это огромный потенциал всестороннего развития личности. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети рассматривают состояние вещества от температурных условий, или способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков).
Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Экологически грамотный ребенок не станет причинять боль живому существу, из-за сиюминутной прихоти.
Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника. Постепенно, по нарастанию определенных знаний, умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.
Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка, тайны мироздания скрыты в каждом камешке лежащем на дороге и в каждой дождевой капельке, их нужно только увидеть. Научиться видеть в простых вещах скрытые связи и возможности огромный труд для ребёнка в первые 7 лет его жизни. Эксперимент открывает огромные возможности для познания секретов, помогает развивать аналитическое мышление и умение предсказывать результат.
Но многие родители, увидев попытку своего ребенка самостоятельно поэкспериментировать на прогулке, сразу бы раскричались и увели ребенка подальше от луж, ручейков, грязи и вообще от мест, где он может проявлять такую вот самодеятельность, а то еще штанишки запачкает или в лужу упадет. Все эти действия ребенка называют экспериментированием. Действия ребенка вызваны исключительно природным любопытством, никто не побуждает его к этому, никто не организовывает его деятельность.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями).
Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
Викторина для педагогов «Знатоки природы»
Ход:
Цель нашей небольшой викторины, уточнить ваши знания о природе. Для того что бы давать детям информацию о природе мы с вами должны обладать запасом знаний. Которые нам пригодятся в работе с детьми.
В каждом деле нужен настрой, и мы с Вами начнем с разминки.
Итак, 1 тур викторины «Блиц - опрос»
Отвечаем быстро и правильно.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
- Назовите первого вестника весны? (Грач)
- Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
– Назовите самую маленькую птичку? (Колибри)
– Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка)
– Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
- Что внутри птичьих костей? (Воздух)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутинная)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
- Пингвин - птица или нет? (Птица)
2 тур викторины «Мозговой штурм»
Вам будет предложен вопрос, на который вы должны дать правильный вариант ответа.
(слайды)
3 тур викторины «Народные приметы»
В этом туре я хотела бы у вас узнать кто знает народные приметы?
Последний слайд
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!