Получи документы

Семинар-практикум «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»

Наташа Шуклина
Семинар-практикум «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – поэты, художники и философы всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, дети неплохо знают растения и животные других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Публикация «Семинар-практикум „Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе“» размещена в разделах

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

- Что такое экологический проект?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Для реализации годовой задачи: формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы нами были обозначены следующие проекты:

«Природа наш друг», «Обыкновенное чудо, такие разные растения», «Четыре стихии», «Новый год у ворот», «Берегите воду», «Экологические сказки», «Маленькая капелька» и др., в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В алгоритм работы над проектами происходит включение родителей в проектную деятельность детей.

Главными задачами проектов являются:

- формировать представления детей о природе родного края;

- воспитывать у детей элементы экологического сознания, заботливое отношение к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;

- научить конкретным способам исследования объектов природы родного края;

- развивать экологическое мышление в процессе в процессе проведения наблюдений;

- воспитывать чувство сопереживания и желание помочь природе родного края;

- повысить уровень родительской компетентности по вопросам формирования экологической культуры.

Участниками проектов являются: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В нашем ДОУ реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: непосредственная образовательная деятельность, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др.

Для реализации данных подпроектов нами используются различные формы и методы работы с детьми и их родителями. Раскроем проектную деятельность в ДОУ на примере проекта

Экологический проект в подготовительной группе «Обыкновенное чудо»

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: дети 6-7 лет.

Срок реализации проекта: краткосрочный (октябрь).

Цель:

• знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

• формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

• развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к красоте окружающего мира.

На первом этапе провела с родителями беседы: «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Рассаду, каких цветов выращиваете дома?», «Какую помощь оказывают дети в уходе за растениями».

В ходе бесед выяснила, что не все родители привлекают своих детей к уходу за растениями, не считают это необходимым, не у каждой семьи есть комнатные растения дома.

Моей задачей было заинтересовать не только детей, но и родителей реализацией проекта. Для родителей давались такие задания - придумать загадку или сказку о цветах.

Привлекались к участию в выставке работ «Цветочная фантазия».

Рисовали плакат на тему «Сохраним окружающий мир».

Для детей создала и показала презентацию «Зачем человеку растения»

В ходе реализации проекта нами были проведены непосредственно организованная деятельность на темы:

«Путешествие в царство комнатных растений».

«Растения лечат».

«Одуванчик и растения луга».

«Красная книга – сигнал опасности».

Вместе с детьми играли в различные дидактические игры:

«Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение».

Словесные игры:«Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Пальчиковые игры:«Наши алые цветы», «Цветы», «Мак».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика, «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

Результатом продуктивной деятельности детей были:

коллаж «Цветочное царство»,аппликация «Астра из ниток», лепка «А мы по лугу гуляли…», рисование «Мой любимый цветок» (методом «тычка», рисование «Мой любимый луговой цветок», рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»,рисование «Мой любимый цветок», оригами «Тюльпан».

Детям предлагались трудовые поручения: поливка комнатных растений,мытье комнатных растений,поливка клумб с многолетниками,пересадка комнатных растений.

Проводились наблюденияза одуванчиком, за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени, наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Прочитали много произведений о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок», «На лугу» «На лесной поляне», «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца», «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса», «Легенды о цветах»

Итогом проекта была выставка работ детей и родителей «Такие разные растения», куда входили рисунки, аппликации, поделки из различного материала на заданную тему.

В заключение работы над проектами, можно отметить полученные результаты:

1. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности;

2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края;

3. Ребята стали бережно относиться к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

4. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки.

5. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У детей сформировалось осознанно- правильное отношение к объектам природы родного края.

7. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

8. Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысился;

9. Пополнилась предметно-развивающая среда в группе по изучению природы родного края.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Мы считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение наших воспитанников ко всему окружающему.

Каков человек - таков мир,

который он создает вокруг себя.

Блицтурнир

Педагоги делятся на 2 команды.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ

• Экологические занятия;

• Экологические экскурсии;

• Уроки доброты;

• Уроки мышления;

• Экологические кружки;

• Экологические конкурсы;

• КВНы, аукционы, марафоны, викторины;

• Экологические акции;

• Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

• Трудовой десант;

• «Зеленый патруль»;

• Клуб исследователей природы;

• Лаборатория юного эколога;

• Ведение календарей природы;

• Коллекционирование природных объектов;

• Экологические выставки и экспозиции;

• Экологические праздники и фестивали;

• Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т. д.)

• Экологические сказки;

• Экологические тренинги;

• Инсценировки. Театрализации и т. д. на экологические темы.

“Подумай и ответь”

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

1. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

2. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

1. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

2. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

1. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

2. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

(О насекомых.)

1. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

2. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

1. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

2. Сколько ног у паука? (Восемь.)

Публикации по теме:

Презентация «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе. Метод проекта» В основу воспитательно – образовательного процесса дошкольников заложен метод проектов, который успешно реализуется в сочетании с другими.

Воспитание у детей бережного отношения к природеВоспитание у детей бережного отношения к природе Человек - это часть природы. Всё начинается с детства. И именно в дошкольном возрасте ребёнок познаёт красоту окружающего мира. Только через.

Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных.

Воспитание любви и бережного отношения к природе «Накормите птиц зимой»Воспитание любви и бережного отношения к природе «Накормите птиц зимой» Воспитание любви и бережного отношения к природе - одна из важнейших задач в ДОУ. Педагоги группы "Радуга" МАДОУ "Колокольчик" города Малая.

Педсовет «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Проект по экологии «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3–4 лет и воспитания бережного отношения к ним»Проект по экологии «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3–4 лет и воспитания бережного отношения к ним» Тип проекта: творческо-информационный; долгосрочный Сроки проведения: Декабрь – Май Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели,.

Семинар-практикум для детей и родителей «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти.

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой Родине» Цель: Актуализировать знания педагогов.

Занятие по формированию бережного отношения к природе «Перелётные птицы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №355г. Челябинска» Выполнил: воспитатель первой категории Карасева.

Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности. Актуальность опыта работы В дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»
Опубликовано: 12 июля 2018 в 13:59
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Шуклина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД