Лекарева Галина
Наставничество как ресурс повышения профессионализма педагогов
▼ Скачать +Заказ
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
В декабре 2019 года была утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145).
Публикация «Наставничество как ресурс повышения профессионализма педагогов» размещена в разделах
Реализация данной модели направлена на обеспечение достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и предусматривает вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества не менее 70% обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
Сегодня наставничество используется по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру, обеспечение связи поколений, передача культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Наставнические отношения – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». Применительно к дошкольному образовательному учреждению эти формы будут звучать так: «воспитанник – воспитанник», «педагог – педагог», «студент – воспитанник», «работодатель – воспитанник» (азы профориентации, «работодатель – студент».
Согласно методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации.
Наставляемыми могут быть педагоги :
• молодые специалисты;
• находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
• находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
• желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями
• и т. д.
Итак, технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
– проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;
– эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
С опытными педагогами организуется работа, которую ведут специалисты ДОО.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Формы организации профессионального роста современного учителя / педагога :
1. Работа в библиотеке
2. Повышение квалификации
3. Курсы профессиональной переподготовки
4. Чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов
5. Посещение уроков / занятий своих коллег
6. Регистрация в профессиональных сообществах
7. Участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т. д.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с требованиями ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к педагогу предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2020 года.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Ролевые позиции «Педагог – педагог» модели наставничества :
• «Опытный педагог – молодой специалист» (классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы);
• «Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» (конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков», сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив);
• «Педагог-новатор – консервативный педагог» (более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями);
• «Опытный воспитатель – неопытный воспитатель» (опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.)