Светлана Кошелева
Педагогический проект «Зёрнышко» по взаимодействию детского сада с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к происходящим в стране реформаторским изменениям последних лет в экономике и социальной сфере, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, воспитательной дееспособности. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей сегодня, привели к возникновению ранее неизвестных, нетипичных для нашего общества проблем воспитательного характера. Родители теряют свой авторитет и перестают быть образцом для подражания у своих детей, поскольку последние часто считают их неудачниками, не способными преуспевать в новых социально-экономических условиях.
Публикация «Педагогический проект „Зёрнышко“ по взаимодействию детского сада с семьей» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Изменение экономических общественных отношений в стране сопровождается также значительной переоценкой нравственных основ жизни. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентации общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии.
Еще одна воспитательная проблема дня связана с изменением ментальности общества в целом. Наблюдается, качественные изменения нравственных принципов в российском обществе привели к резкому снижению ответственности родителей за воспитание детей.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развитие детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют повысить его эффективность. Создание единого пространства, развитие ребенка не возможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, не зависимо одни от других и обе стороны будут оставаться, в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Поэтому у нас возникла необходимость разработки проекта, которая станет ориентиром, как для педагогов, так и для родителей.
Проект строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).
Проект состоит из введения, обоснования ее актуальности, основных направлений работы и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в целях повышения педагогической культуры родителей, формирования партнерских отношений с семьей, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного и личностно-деятельностного подходов.
1. Обоснование актуальности проекта
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р. Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
2. Нормативно –правовое обеспечение проекта
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998г. №124 – ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);
4. Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
6. Устав МДОУ;
7. Родительский договор;
8. Программа «Семья» отдела образования г. Медногорска
3. Цель и задачи проекта
Цель — вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников
2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей
3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми
4. Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях
4. Новизна и результативность проекта
Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей микрорайона.
5. Основные направления работы
Организационно-посредническое
вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;
Информационно-просветительское
обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;
Организационно-педагогическое
вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.
6. Основные принципы проекта
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
7. Этапы работы по взаимодействию с семьёй.
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель — организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Обеспечить педагогов ДОУ научно-методической информацией о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивидуальной работы семьями воспитанников
3. Способствовать повышению культуры педагогического общения.
Содержание работы
1. Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным, психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями,
2. Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьями.
3. Проведение консилиумов по анализу и планированию работы с семьями воспитанников.
4. Самообразование педагогов :
4.1. Изучение литературы по проблемам семейного воспитания.
4.2. Изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства.
4.3. Изучение современных методик,технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.
Формы работы:
1. Лекции, беседы, консультации.
2. Семинары-практикумы, педагогические советы, анкетирование, тестирование.
3. Чтение специальной литературы, повышение квалификации.
2 этап. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель — выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить и оценить реальные потребности семей воспитанников
2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры
3. Выявить мнение родителей о качестве работы ДОУ
Содержание работы
1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью
1.1. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в ДОУ и его семье.
1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.
1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников
2. Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников
3. Диагностика психологического климата в ДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса).
4. Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами ДОУ
Формы работы:
1. Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.
2. «Родительская почта»».
3. «Горячий телефон».
4. Тетрадь отзывов и предложений.
3 этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ
Цель — повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания.
2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.
Содержание работы
1. Наглядное информирование родителей.
2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.
3. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ:работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности;составление плана взаимодействия с семьей на учебный год.
4. Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.
5. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, развлечений, туристических походов.
6. Участие родителей в педагогическом процессе.
7. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды.
Формы работы
1. Информационные и групповые стенды, родительские групповые газеты, газета для родителей от родителей «Светлячок», родительские собрания.
2. Круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.
3. Планирование, совещания.
4. Родительские клубы, День Здоровья, Неделя экологии, тематические встречи, открытые занятия.
5. Благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории д/с.
4 этап. КОНТРОЛЬНЫЙ
Цель — анализ результативности взаимодействия ДОУ ребенка с семьей
Задачи:
1. Изучить и оценить работу ДОУ по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
2. Прогнозировать на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников.
Содержание работы
1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия и сбор аналитического материала, внесение корректив в планирование работы с родителями, отражение результатов текущей и итоговой работы в основной документации методической службы.
2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям, выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, выработка стратегии совместной работы всех служб ДОУ по вопросам сотрудничества с семьей.
Формы работы
1. Тесты, опросы, анкетирование.
2. Заседания круглого стола.
3. Дискуссии.
4. Перспективное и календарное планирование.
5. Аналитические справки.
8. Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
I этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенно необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.
II этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
III этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на воспитание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований
IV этап. Согласованное сотрудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству,
V этап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий.
9. Механизм оценки результатов
Методика изучения уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Метод отслеживания
-учёт участия родителей в различных мероприятиях
— наблюдения
— беседы
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Метод отслеживания
— анкетирование
— индивидуальные беседы
-тестирование
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Метод отслеживания
-использование листов самооценки (Л. М. Денякина).
— тестирование
— моделирование игровых и проблемных ситуаций
-мониторинг взаимодействия в системе «ДОУ –семья»
10. Ожидаемые результаты
установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
устранить формализм при организации работы с семьей;
установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
распространить опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.
Задачи и их реализация в семье и в детском саду
Проекты по взаимодействию родителей и школы
Социально педагогический проект в доу
План взаимодействие с семьей Педпроект для доу без участия детей
Этапы работы с семьей Проект этапы сотрудничества педагогов и родителей Этапы работы с семьей Проект взаимодействие социального педагога с семьей Проект взаимодействия воспитателя с родителями Взаимодействие доу с женсоветом
Формы взаимодействия с родителями проекты
Заседание родительского клуба
Результативность взаимодействия с родителями
Вечер «Папина сказка»
Разработка проекта взаимодействия воспитания с родителя
Список использованных источников
1. Антонова Т. В., Арнаутова Е. П., Иванова В. М., Разгонова Н. А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.
2. Архангельский В. Н., Кучмаева О. В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С. 64-84.
3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии/В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 2000.- 192с.
5. Бикбулатов Р. Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья : проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.
6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л. Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с. 9-16.
7. Власюк И. В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.
8. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
9. Заслуженюк В. С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.
10. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
11. Зимина А. И. Работа с родителями / А. И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.
12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. СПб., 2001.
13. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.
14. Рындак В. Г. Мы родом из детства// Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В. Г. Рындак-М. ; Оренбург: Пед. вест. ОГИМ, 2006.-203с.
15. Социальная защита семьи : Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, В. Н. Гуров. Т. 1. Кн. 1. М. ; Ставрополь, 1997.
16. Татаренко, В. Я. Семья и формирование личности/В. Я. Татаренко. -М. :Мысль,2003.-352с.
17. Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т. А. Фалькович Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.