Галяткина Ольга Николаевна
Ресурсный центр «Управление системой работы по взаимодействию с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»
В. А. Сухомлинский.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Ресурсный центр „Управление системой работы по взаимодействию с семьей“» размещена в разделах
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,
направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Детские образовательные организации сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДОО.
Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):
изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т. п. ;
психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности;
знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДОУ и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации;
повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике;
становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни;
профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей;
формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;
управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения);
участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей, участие в подготовке совместных проектов.
Формы взаимодействия ДОО и семьи.
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали
активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
"Круглый стол" по любой теме;
тематические выставки;
анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
семейные проекты "Древо семьи";
открытые занятия для просмотра родителей;
интеллектуальные ринги детей и родителей;
интервью с родителями и детьми на определенные темы;
родительская гостиная;
конкурс семейных талантов;
портфолио семейного успеха.
Следует отметить не маловажные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
содержание предлагаемого материала должно быть
действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями - это процесс общения разных
людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к
консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и
образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с
семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно
поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании
ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.
Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы
с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся
активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
План работы ресурсного центра
Цель: Модернизировать систему воспитания и образования в ДОУ, создать новое в содержание в работе с семьей, внедрение новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной системы управления, формировать единое образовательное пространство “Детский сад-семья”.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
№ Мероприятия Срок исполнения Ответственные
Организационные мероприятия
1 Анализ социального состава родителей август Воспитатели групп
2
3 Заполнение социального паспорта группы (сбор информации о социальном положении семей воспитанников)
Посещение семей Август
В течении года Воспитатели групп
Воспитатели, специалисты
Научно-методическая работа
1 Оформление наглядной информации «Для Вас, родители» - режим дня, сетка НОД, возрастные особенности детей (психолого-педагогическое просвещение родителей) В течении года Специалисты, воспитатели групп
2
3 Создание проектов
Презентация детского сада В течении года
Май Воспитатели групп
Работа с педагогическими кадрами
1 Проведение педагогических советов По плану Воспитатели групп
2 Тренинги По плану Воспитатели групп
3
4 Деловые игры
Семинары- практикумы По плану
По плану Воспитатели групп
Воспитатели групп
Работа с воспитанниками
1 Совместные детско-спортивные праздники, развлечения, досуги по плану мероприятий Музыкальный руководитель
воспитатели всех групп
2 Выставки, конкурсы детских работ В течении года Воспитатели групп
3 Совместные прогулки и экскурсии В течении года Воспитатели групп
Работа с родителями (законными представителями)
1 Групповые родительские собрания (общее собрание)
2 Оказание консультативной помощи
3 Заочное консультирование через групповые информационные стенды
4 Заочное консультирование через медицинские информационные стенды
5 Информирование родителей через сайт ДОО
6 Привлечение родителей к благоустройству территории ДОО
7 Анкетирование родителей Октябрь, май
в течение года
по плану медсестры
в течение года
в течение года
октябрь, декабрь
май Специалисты, воспитатели групп
Медсестра
Заведующая
Заведующий,
завхоз
воспитатели всех групп
Работа с общественностью, в социуме
1
Участие родителей в акциях и конкурсах, организованных в ДОО, на муниципальном уровне в течение года заведующий
воспитатели всех групп
Список литературы
1.«Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт дошкольного образования», 2013
2. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее
воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Ганичева,
Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников[Текст]. Монография. – М., НИИ
школьных технологий, 2011.
4. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений
педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика.
- 2010. - № 2
5. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и
семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Мозаика-Синтез, 2007
Электронные ресурсы
http://bspu.ru/course/35058/35318
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/24/doklad-izmeneniya-v-sisteme-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-v