Елена Одинцова
Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему : «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ»
Автор: воспитатель Одинцова Е. В.
Общие сведения о проекте :
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный
Место реализации МАДОУ №14 «Светлячок», вторая младшая группа №3
По продолжительности долгосрочный
По форме реализации групповой
Публикация «Педагогический проект „Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта дети дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Возраст детей 3-6 года
Объект исследования процесс оздоровления детей дошкольного возраста
Предмет исследования традиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
План проекта :
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы.
3. Выявление проблемы.
4. Цель проекта.
5. Задачи проекта.
6. Пути реализации проекта.
7. Методы и формы реализации проекта.
8. Программа реализации проекта.
9. Рабочий план реализации проекта.
10. Предполагаемые результаты.
11. Дальнейшее развитие проекта.
12. Список используемых источников.
1. Анализ ситуации….
Здоровье человека- является необходимым условием для реализации всех заложенных в человеке возможностей-это основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от образа жизни. Поэтому главная задача - обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям: формирование знаний о здоровье и его значимости, внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий,
организация оздоровительной работы, профилактика вредных для здоровья привычек.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого- является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а несколько факторов.
2. Актуальность проблемы…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровье можно обеспечить только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка. С целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом- с сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
2. Выявление проблемы….
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
4. Цель проекта….
1. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
3. Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
5. Задачи проекта :
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
- Создание здоровьесберегающей среды в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своём здоровье.
- Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма.
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
6. Пути реализации проекта…
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
2. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
3. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
4. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
5. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
7. Методы и формы реализации проекта :
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития.
2.
2. Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).
3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов.
4. Мониторинг.
8. Программа реализации проекта…
Нормативно-правовая и документальная база
Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются :
• Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;
• N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
• Указ Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»
• N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) 2.9.;
• Конвенция по Правам ребёнка.
9. Рабочий план реализации проекта…
ЭТАПЫ
ЭТАП I
Подготовительный
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
- проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
- осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента
Содержание I этапа:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
3. Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
4. Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;
5. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
6. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
^ Ожидаемый результат
-Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг).
-Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни. -
-Формирование необходимости заботиться о своём здоровье, желание и стремления вести здоровый образ жизни.
ЭТАП II
Внедренческий:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание II этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
- Разработка закаливающих мероприятий ;
-Чтение книжной литературы, заучивание стихотворений.
- Информация для родителей (фотовыставка, опросы, родительские собрания, консультации).
- Оздоровительные досуги, тематические прогулки, игроваядеятельность.
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
^ Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний).
ЭТАП III
Практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
- Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;
- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание III этапа:
- освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;
-
- занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;
- организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);
^ Ожидаемый результат.
Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.
ЭТАП IV
Заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;
-Мониторинг уровня заболеваемости;
- Развивать познавательную активность дошкольников;
- Показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании;
- Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;
-Фотовыставка;
Ожидаемый результат.
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение детьми детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. Увлечение детей спортивными и подвижными играми. Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка. Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в детском саду.
10. Предполагаемые результаты….
Дети должны знать:
-Сущность понятия “здоровье”
-Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле
-О роли правильного питания
-Значение гигиенических процедур для здоровья
-О роли двигательной активности в повышении работоспособности
-Правила закаливания организма
-О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия
-Полезные и вредные привычки.
-Привычки укрепления здоровья
-О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье
-Знать самого себя и свои возможности.
-Способы взаимодействия с людьми
-Качества, достойные человека
-Черты характера людей
-Причины неуверенности в себе
-Виды давления
-Причины неуверенности в себе
Уметь:
Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма
Соблюдать правила питания
Выполнять гигиенические процедуры
Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях
Выполнять доступные виды закаливания
Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ
Оценивать самого себя
Отстаивать свою точку зрения
Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном
Говорить “нет” в опасных ситуациях.
Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях
Находить друзей по интересам
11. Дальнейшее развитие проекта….
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления
13. Список используемых источников….
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М. :2002
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд. : Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с
Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
___