Елена Лойко
Педагогический проект «Экономика, жизнь и игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
Долгосрочный, групповой. информационно-практико-ориентированный
Участники проекта
воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Сроки реализации:
сентябрь 2021 г. – май 2021 г.
Введение:
Финансовая грамотность – это ваши
благополучие и независимость в будущем.
Публикация «Педагогический проект „Экономика, жизнь и игра“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Экономика, жизнь и игра» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 57» г. Бийска
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное условие знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Гипотеза
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель
Создать условия для финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, а так же необходимой мотивации для повышения экономических компетенций и финансовой грамотности.
Задачи
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников, первичные финансовые и экономические представления;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
• Способствовать формированию умения рационально организовывать свою трудовую деятельность.
• Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
• Обогащать словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
• Формировать правильное отношению к рекламе, умение разбираться в ней.
• Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
• Обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
1. Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.
2. Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.
Воспитание нравственно-экономических качеств личности : трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.
4. Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
5. Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Принципы реализации проекта по экономическому воспитанию дошкольников
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформированных в пункте 1. 4 ФГОС ДО:
• Полноценное проживание, ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Принцип сотрудничества с семьей;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать
положительный эмоциональный фон.
Основной
Практический – в результате чего был реализован проект :
1. Коммуникативная деятельность
2. Восприятие художественной литературы
3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
4. Художественно-эстетическая деятельность
5. Игровая и познавательная деятельность
6. Трудовая деятельность
7. Работа с родителями
Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта : наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риск проекта
• Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
• Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
• Организация мероприятий на базе ДОУ;
• распределение сфер ответственности в сотрудничестве между
воспитателями, и родителями;
• разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т. д.);
• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономика»
сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
коллективная работа «Путешествие денежки»
изготовление поделок для ярмарки
выставка «Ярмарка поделок»
Ожидаемый результат
Для детей
Дошкольник должен:
-знать основные финансово-экономические понятия и категории;
-иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
-обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
-воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
-иметь здоровый интерес к ден6ьгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
-уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
-уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
-понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
-уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
-осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Для родителей
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
Для педагогов
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Содержание проекта
1 раздел «Труд – основа жизни»
Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так и товар или услуга.
2 раздел «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
Труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).
3 раздел «Покупаем, продаем и обмениваем»
Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка». Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
4 раздел «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
5 раздел «Учимся занимать и отдавать долги»
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
6 раздел «Учимся планировать»
Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
7 раздел «Бедность и богатство»
Не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь
Формы и методы работы по экономическому воспитанию детей
Технологии экономического воспитания дошкольников
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяет развивать разные виды деятельности дошкольников.
Краткая характеристика традиционных технологий
1. Игра.
2. Беседы-обсуждения,
3. Тематические стенды,
4. Папки-передвижки.
5. Анкетирование,
1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
3. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
4. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
5. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Пример театрализованной интерактивной мини-постановки представлен в Приложении 3.
6. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
Подготовительная к школе группа 6-7 лет
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Сентябрь
2 неделя Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил» Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
4 неделя Совместная деятельность «Семейный бюджет и расходы семьи» Расширяем представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Знакомим с новым понятием: «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).
октябрь
2 неделя Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.
4 неделя Квест – игра «Финансовая школа» Знакомим с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо».
ноябрь 2 неделя Творческая деятельность «Творим добро»
Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал : бумагу, краски и пр.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра
«День рождения» Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить
декабрь
2 неделя Совместная деятельность «Путешествие в сказочную страну «Экономию»
Закреплять сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальой жизни, но и сказках. Развиваем у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев
4 неделя
Викторина «Путешествие в денежную страну» В условиях соревнования. игровой занимательной форме закреплять у детей экономические знания. Развиваем сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания
Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги»
январь
2 неделя Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем» Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять-взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.
4 неделя Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.
февраль
2 неделя «Заплатить долг скорее, так будет веселее». Обсуждаем русские пословицы: -Умей взять, умей и отдать!
- В долг брать легко, а отдавать тяжело. Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).
4 неделя Совместная деятельность «Чудо-деньги» Учить детей практически осуществлять процесс обмена
Тема 3. «Учимся планировать»
март 2 неделя Игра «Хочу и надо»
Учить детей практически осуществлять процесс обмена.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Творим добро» (работа в подгруппах) Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека.
Тема 4. «Что такое богатство?»
апрель
2 неделя Игра «Сделал дело – гуляй смело», ситуативные задачки Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща
4 неделя Наше богатство
Игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».
Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», Ум и богатство» Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.
май
2 неделя Щедрость и жадность Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,
Обсуждаем поговорки, пословицы Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.
4 неделя Бережливость Совместная деятельность «Экономия тепла, света, воды» Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.
Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО;
Методическая литература;
Наглядный и раздаточный материал;
Художественная литература
Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию детей
Изучение основ финансовой грамотности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Родители и педагоги передают ребенку первый социальный опыт.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи :