Виктория Чечкина
Педагогический проект «Все что, неизвестно — очень интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта:
• Вид проекта: познавательно-экологический;
• Продолжительность: долгосрочный (1 год);
• Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников;
• Образовательные области:
Познание, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Публикация «Педагогический проект „Все что, неизвестно — очень интересно!“» размещена в разделах
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
Таким образом, все явления живой и неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно - экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно - эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно - научные представления.
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
7. Развивать творческое воображение, фантазию.
8. Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Задачи для педагога
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.
Ожидаемые результаты
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
- формирование осознанно - правильного отношения к объектам живой и неживой природы, экологического мышления;
-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
- активизация словарного запаса;
- расширение знаний детей о свойствах живой и неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Краткое описание проекта
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.
Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
I. Подготовительный этап
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; 2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач:
- Создание клуба «Все, что неизвестно – очень интересно!»;
- Один раз в квартал проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций;
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки);
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.
III. Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы
подведение итогов работы над проектом;
анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»;
мониторинг качества освоения материала детьми;
открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта);
презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
• Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей;
• Выявление уровня знаний детей по теме проекта;
• Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта;
• Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• наглядные;
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
• релаксация;
• игровой: (сюрпризный момент, игры).
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром.
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА
"Все, что неизвестно – очень интересно!"
Сентябрь 2017 г.
Создание, совместно с родителями, экологической и опытно-экспериментальной зоны в группе. Приобщить родителей в создании экологической и опытно - экспериментальной зоны в группе для реализации нашего проекта. Объяснить важность и значимость оборудования для успешной работы детей в опытно – экспериментальной деятельности.
Октябрь 2017 г.
Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень принесла» Дети совместно с родителями формируют навыки вдумчивого отбора природного материала для будущей поделки, осуществляется воспитание самостоятельности и творческого потенциала в ходе работы, радость от совместной деятельности.
Январь 2018 г.
Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений живой и неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.
Февраль 2018 г.
Досуг. «Снежные постройки»
Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы зимой: учатся использовать свойства снега с целью развития интереса к природным явлениям, видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Май 2018 г.
Озеленение участка.
«Весна – краса!
Приобщить родителей к помощи в озеленении нашего участка, чтобы дети продолжали знакомиться с живой и неживой природой весной и летом.
Июнь 2018 г.
Природа Волшебница»
(итоговое)
Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках живой и неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Сентябрь
Опытно - экспериментальная деятельность
«Игры с ленточками, флажками и вертушками»
Цель:познакомить детей с одним из свойств воздуха – движение воздуха – это ветер, определить направление ветра.
"Свойства песка и глины" (Наблюдение на прогулке)
Цель: определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Опытно-экспериментальная деятельность
"Поиграем с солнышком"
Цель:определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени)
Опытно-экспериментальная деятельность
«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества)
«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением. Учить детей с закрытыми глазами по запаху и вкусу определить фрукт или овощ.
Октябрь
Опытно - экспериментальная деятельность
«Почему осенью бывает грязно»
Цель: сравнить, как примятая и разрыхленная почва взаимодействует с водой.
"Какие бывают камни" (Наблюдение на прогулке)
Цель: познакомить с разнообразием камней, их свойствами.
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Тонет – плавает» «Горячая, холодная, теплая»
Цель: дать детям понятие о том, что металл в воде тонет, а дерево - нет.
Учить детей, ссылаясь на собственные тактильные ощущения, определять температуру воды, показать, как с помощью смешивания горячей воды и холодной получить теплую.
Ноябрь
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Где можно найти воздух»
Цель: обнаружить воздух в предметах.
«Сила воздуха»
Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Ознакомление с окружающим миром.
«Ветер, ветер ты могуч»
Цель: познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам.
Опытно – экспериментальная деятельность.
«Вода и воздух»
Цель: наблюдать процесс попадания воздуха в воду, проверить, есть ли в воздухе вода.
Декабрь
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Снег, какой он?» (на прогулке)
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает на ладошке)
«Нужен ли растениям зимой снег» (Опыт на прогулке)
Цель: определить зависимость состояния растений от условий природы.
Опытно – экспериментальная деятельность.
«Разноцветные льдинки»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах)
Опытно – экспериментальная деятельность.
«Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле)
Январь
Опытно - экспериментальная деятельность
"Волшебная рукавичка"
Цель: познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
"Как согреть руки" (Опыт на прогулке)
Цель: выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
Ознакомление с окружающим миром.
"Огонь - друг, огонь - враг"
Цель: познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
Ознакомление с окружающим миром.
«Снег в морозную погоду»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепиться).
«Можно ли пить талую воду?»
Цель:показать детям, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Февраль
Опытно - экспериментальная деятельность
"Почему на небе разные звезды?"
Цель: понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него, дать детям понятие о звездах.
"Свет повсюду"
Цель: объяснить детям значение света, рассказать, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер) и искусственными – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Опытно - экспериментальная деятельность
«Строим снежный город»
Цель: научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность
«Таинственные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Март
Опытно - экспериментальная деятельность
"Где быстрее?"
Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
"Где появятся первые проталинки" (Опыт на прогулке)
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Опытно - экспериментальная деятельность.
"Посадка лука» (наш огород в группе)
Цель: Уточнить представления о луковице, показать разные способы выращивания лука, необходимость наличия света и воды для роста растений.
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Чудо с цветком»
Цель: убедиться в том, что растения питаются корнями (опыт с окрашенной водой, в которую поставили цветок)
Апрель
Опытно - экспериментальная деятельность
"Здравствуй солнечный зайчик!»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
"Веточка дерева»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду в помещении. Сравнить, где быстрее появились листочки, в группе или на улице.
Ознакомление с окружающим миром.
"Тепло - холодно"
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений (действие тепла и холода на растения)
Опытно - экспериментальная деятельность.
«Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)
Май
Опытно - экспериментальная деятельность
"Какие бывают камни"
Цель: продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
Цель: закрепить знания детей о том, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Ознакомление с окружающим миром.
"Надувание мыльных пузырей"
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Исследовать перемещение воздуха в пространстве.
Ознакомление с окружающим миром.
«Природа и бытовой мусор»
Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором (накрыть почву в одном из тазов куском целлофана, в эту же почву перемешать мусор, ждать, когда что-нибудь прорастет)
Методическое обеспечение проектной деятельности
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2014г. -368с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
3. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1, 2. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
4. Марина Султанова «Простые опыты с водой» для дошкольников. ООО «Хатбер-пресс», Россия – 2016 г.
5. Марина Султанова «Простые опыты с природным материалом» для дошкольников. ООО «Хатбер-пресс», Россия – 2015 г.
6. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом» для дошкольников. ООО «Хатбер-пресс», Россия – 2015 г.
7. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа. 1995.
9. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Мозаика - Синтез, Москва 2009
10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Творческий центр, 2004г.
11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
12. Кравченко И. В. Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду младшая и средняя группы»: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Понаморевой. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : ТЦ СФЕРА, 2016.-176с.
13. Интернет ресурсы.