Надежда Хакова
Педагогический проект «Дорожная безопасность во все времена» по технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Хакова Надежда Андреевна, воспитатель. Осипова Наталья Аркадьевна, старший воспитатель.
Проблема: Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества.
Актуальность проблемы:
Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.
Физиологические и психологические особенности ребенка являются одной из причин попадания детей в ДТП.
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Образовательные технологии в ДОУ
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
• Дети быстро запоминают правила дорожного движения и так же быстро их забывают.
• У детей, особенно у мальчишек, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.
• Дошкольник намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. (например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходимо четверть секунды, а ребенку - четыре секунды).
• Ребенок имеет небольшой рост, и водителю сложнее заметить маленького пешехода.
• У ребенка короткий шаг – следовательно – длительное пребывание в зоне риска.
• Центр тяжести у ребенка расположен выше. Во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть.
• По данным физиологов, ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию.
• Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
Безопасность детей на улице зависит от того, насколько хорошо знают и выполняют они правила дорожного движения. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Комплексный познавательно-исследовательский подход к воспитанию участников дорожного движения, дает положительный результат, так как дети очень любят что-то исследовать.
Нас заинтересовала познавательно-исследовательская технология - «Путешествие по «реке времени». Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра-путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, овладевать практическими навыками использования вещей, узнавать их историю, расширяя кругозор, развивая зрительную память и воображение.
Тип проекта: тематический, краткосрочный (2 месяца).
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги.
Цель: создать условия для формирования и развития у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас по дорожной азбуке.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
5. Познакомить детей с историей возникновения правил дорожного движения.
6. Развивать ретроспективный взгляд на предметы, связанные с ПДД с помощью педагогической технологии «Река времени»; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного транспорта.
7. Тренировать навыки работы в группе, взаимодействия с партнерами.
8. Развивать познавательный интерес, диалогическую речь детей.
Ожидаемый результат:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
I этап –Подготовительная работа предполагает:
- изучить методическую литературу;
- подготовить панно «Река времени»;
- определить тематику реализации технологии.
2 этап реализации:
Поисково-исследовательская деятельность:
- сбор информации об истории возникновения предметов;
- обогащение развивающей среды группы:
Иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее»).
Картинки на мультимедиа: этапы времени, демонстрационный материал; раздаточный материал: карточки с изображением различных видов предметов.
Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».
- презентация в процессе НОД по выбранной тематике
Тематика занятий:
- Путешествие в прошлое дорожных знаков;
- Путешествие в прошлое профессии «Регулировщик дорожного движения»;
- Эволюция дорожных перекрестков;
- История развития наземного транспорта (трамвай, такси, автомобильных знаков);
- История развития организации дорожного движения (светофоры, шлагбаумы).
Алгоритм проведения занятий по технологии «Путешествие по реке времени»
1 ЭТАП Обсуждение реального или вымышленного события
2 ЭТАП Постановка цели исследования
3 ЭТАП Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
4 ЭТАП Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
5 ЭТАП Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
6 ЭТАП Вывешивание таблицы на стене группового помещения
7 ЭТАП Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, презентаций, беседы, наблюдения;
- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;
- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;
- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам.
3 этап заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- показ занятий в старшей группе с целью понимания и восприятия данной технологии детьми;
- определение дальнейших направлений реализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
- культурная практика по закреплению полученных знаний путем использования программируемых пчелок Bee Bot.
Заключение
Как видно из реализуемого нами проекта, правила движения и дорожные знаки имеют древнюю историю и играют очень важную роль в нашей жизни. Результатом нашего проекта явились следующие выводы:
1. Транспорт, светофор, а так же правила дорожного движения и дорожные знаки, появились еще в древности, что свидетельствует об их важности для человечества.
2. Знание и соблюдение правил дорожного движения ведет к снижению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому очень важно с детства изучать и соблюдать правила дорожного движения.
3. Зная правила и знаки своей страны, мы легко сможем ориентироваться на дорогах во время путешествий.
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников, социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.
Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметили, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть, нежели иллюстрации.
Технология отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.
Используя программируемых пчелок, первоначальные навыки программирования, воспитанники закрепили полученные навыки