Пурюшина Елена Николаевна
Проект «Все профессии важны! Все работы хороши! Выбирай себе такую, что приятна для души!»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например,
«Кем мне стать?»
.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Профессию по душе можно так и не найти за всю жизнь, а можно всё про себя понять ещё до школы. Такие случаи, скорее, исключение, но уже с четырёхлетнего возраста у ребёнка начинает формироваться интерес и любовь к труду.
Публикация «Проект „Все профессии важны! Все работы хороши! Выбирай себе такую, что приятна для души!“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно, в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, возникает желание подражать старшим. Дети чувствуют радость и удовлетворение от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Зарождается мечта о собственном будущем.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Мои наблюдения за детьми в игре, из бесед с ними о том, где работают их папа и мама, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, познакомить с профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор детей 5-6 летнего возраста о мире профессий и систематизировать проориентационную работу был разработан проект: «Все профессии важны! Все работы хороши! Выбирай себе такую, что приятна для души!». Тема проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей, но для этого необходима большая совместная работа педагога и родителей в решении данной проблемы.
ЦЕЛЬ:
Формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.
ЗАДАЧИ:
• Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Закреплять представления детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда.
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
• Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: старший дошкольный возраст, педагог, родители.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ: ОГИБДД ОП (р. п. Ардатов) МО МВД России «Кулебакский», 103 пожарная часть ГУ МЧС России по Нижегородской области, МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», МБОУ «Ардатовская средняя школа №1», Ардатовская центральная больница.
СООРГАНИЗАТОРЫ: родители детей старшей группы.
ВИД ПРОЕКТА: познавательно – творческий, информационный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: среднесрочный.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями: инспектор дорожной – постовой службы, пожарный, учитель, тренер, медицинская сестра;
• Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о предметах, необходимых для работы;
• Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:
Реализация данного проекта создаст систему комплексной профориентационной работы, повысит знания у детей по данному вопросу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Работа спланирована в следующих формах: образовательная деятельность (с использованием презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
I этап – подготовительный (организационный): выявление проблемы.
• наблюдение за играми детей;
• определение темы проекта и профессий родителей для ознакомления с ними детей;
• формулировка цели и задач;
• составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
• анализ методической литературы;
• анкетирование родителей; беседы с родителями;
• планирование деятельности по реализации проекта;
• подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;
• подбор материала для презентаций о профессиях;
• подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы, дидактические и настольно-печатные игры);
• разработка картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».
• пополнение предметно – пространственной развивающей среды;
• взаимодействие с социальными партнерами;
Введение в проблему: из наблюдений за играми детей и бесед с ними, выявлен интерес к ряду профессий: инспектор дорожной – постовой службы, пожарный, учитель, тренер, медицинская сестра. Дети знают названия профессий, основную функцию профессий, но не знают особенности профессий, профессиональные и личностные качества людей, необходимые для разных профессий, предметы для труда.
Для вживания в игровую ситуацию и принятия задачи «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ или ГДЕ РАБОТАЮТ МОИ РОДИТЕЛИ?» педагог использует метод «Модель трёх вопросов»:
1. Что мы знаем?
• все взрослые работают;
• некоторые названия профессий родителей;
2. Что мы хотим узнать?
• почему взрослые работают;
• какие бывают профессии;
• какие профессии у наших родителей;
• какие знания и качества нужны для той или иной профессии;
3. Как можно узнать?
• спросить у родителей;
• посмотреть видеофильм, презентацию;
• рассмотреть картины, иллюстрации;
• пригласить на беседу представителей разных профессий;
• чтение художественной литературы;
• экскурсии;
• мастер-класс;
Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, где трудиться?
На кого пойти учиться?
Да, вопросы сложноваты,
Но решенье есть, ребята!
Нужно пробовать, мечтать.
О профессиях узнать!
II. Основной этап. Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с семьёй:
Реализация проекта «Все профессии важны! Все работы хороши! Выбирай себе такую, что приятна для души!», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как инспектор дорожной – постовой службы, медицинская сестра, пожарный, учитель и тренер.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный процесс.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.
ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
Социально - коммуникативное развитие:
Рассматривание иллюстраций, картин по профессиям (полицейский, тренер, учитель, пожарный, медицинская сестра).
Рассказы о разных профессиях.
Экскурсии с детьми по профильной ориентации.
Познавательное развитие:
Знакомство с особенностями профессий родителей. Беседы о людях разных профессий. Презентации. Экскурсии (пожарная часть, полиция, школа, «Детско-юношеская спортивная школа», медицинский кабинет в ДОУ).
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?», Г. П. Шалаева «Кем мне стать?» и другие. Загадки о профессиях;
Разучивание стихов о различных профессиях
Составление рассказов о профессиях родителей; Речевые игры: «Назови профессию», «Что чем делают?», «Кому что нужно для работы?», «Подскажи словечко», «Угадай, кем я хочу быть?» и др.
Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?».
Художественно - эстетическое развитие:
Рисование на свободную тему: «Кем я стану, когда вырасту», «Кем работают мои родители».
Физическое развитие:Развлечения, эстафеты.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности;
Игровая ситуация: «Кем я стану?»;
Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Внимание, ошибка», «Кто что сделал?», «Угадай профессию», «Кто, где работает?», «Что расскажет предмет»;
Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», пазлы «Профессии», лото, домино, разрезные картинки.
Взаимодействие с родителями:
Встречи с представителями разных профессий (родителями); обсуждение с родителями проведения мастер-классов; рассказы родителей о своей профессии.
Папка-передвижка «Профессии».
Привлечение родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Жизненная практика (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Полученный чувственный опыт дети отражают в игре.
Знакомство с профессией – «Инспектор дорожной – постовой службы»
Экскурсия в полицию
Встреча с инспектором ГИБДД: «Внимание, дети!»
Сюжетно – ролевая игра «На дорогах посёлка»
Турнир знатоков по ПДД «Вместе весело шагать»
Знакомство с профессией – «Пожарный»
Экскурсия в пожарную часть
Среди всех земных профессий
Есть профессия одна
Ей все правила известны
Укрощения огня.
Работа пожарных очень опасна,
Спасает пожарный дома и леса,
Работа пожарных очень отважна,
Команда пожарных
везде быть должна.
Спортивное развлечение «Маленькие пожарные».
Знакомство с профессией – «Учитель»
Экскурсия в школу
На учителя пытливо
Смотрит столько разных глаз!
Отвечает терпеливо
Он на сто вопросов в час!
Знакомство с профессией – «Тренер»
Экскурсия в «Детско-юношескую спортивную школу». Мастер-класс «Школа мяча».
Тренер знает лучше всех,
Как рождается успех.
Знакомство с профессией – «Медицинская сестра»
Экскурсия в медицинский кабинет
Игра «На приёме у врача»
Поиграю-ка в больницу,
Приглашу всех полечиться.
Доктор в белом колпаке,
С чемоданчиком в руке.
III. Итогово-обобщающий этап:
Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В результате реализации проекта у детей значительно расширились знания и представления о профессиях родителей (полицейский, пожарный, учитель, тренер, медицинская сестра). Дети стали более активны в стремлении к познанию разных видов труда и профессий; сформировалось бережное отношение к предметному миру, как результату труда взрослых; активизировалось сотрудничество детей, педагога и родителей. Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая. Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Именно такую форму работы предусматривает ФГОС дошкольного образования.
ВЫВОД
В процессе реализации проекта, мы воспитывали у детей положительное отношение к труду на основе их личного опыта. В итоге, дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых.
ЛИТЕРАТУРА:
• Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, «Мозаика-синтез»2014г., 2 издание, исправленное и дополненное.
• Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа /Авт. -сост. О. В. Дыбина -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
• Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Авт. – сост. Н. В. Алёшина – УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2009Гг.
• Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014 .
• Интернет-ресурсы.