Ольга Губарева
Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»
Педагогический проект
Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Название проекта : «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».
Публикация «Педагогический проект „Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Автор проекта : Губарева Ольга Владимировна – воспитатель первой младшей группы «Солнышко» МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска»
Тип проекта : познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный - с октября по май.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители детей группы «Солнышко».
Возраст детей : 2-3 года.
Актуальность проекта :
Сегодня вопросы развития речи детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, пронизывать все режимные моменты, постоянно звучать в беседах с родителями. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. В игре усваиваются правила человеческого общения.
Эта проблема и легла в основу моего проекта «Наши пальчики играют – говорить нам помогают». Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства в группе.
Цель проекта : Развитие мелкой моторики и речевое развитие детей.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучить детей сенсомоторным играм.
4. Обогатить игровой опыт через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов :
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становление образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.
Для родителей:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Формы реализации задач:
• Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
• Совместная деятельность воспитателя и детей;
• Речевые игры с пальчиками;
• Самомассаж;
• Занятия с музыкальным руководителем.
Продукт проекта :
• Картотека пальчиковых игр.
• Картотека игр с массажными мячиками.
• Картотека консультаций для родителей.
• Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
• Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
Этапы работы над проектом :
- Подготовительный этап:
Сбор информации по теме.
- Основной (практический) этап:
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук :
- упражнения с элементами самомассажа; - упражнения для кисти рук;
- игры и упражнения с различными предметами,
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сказок.
2. Изготовление дидактических пособий:
- «Спрячь картинку», - «Украсим узором», - «Сложи рыбку», - «Украсим петушка», - «Зашнуруй сапожок», - «Собери бусы», - «Спрячь грибок», - «Разрезные картинки», - «Игры с прищепками».
3. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами, - дидактические игры,
- настольно-печатные игры,
- игры с матрёшками, - игры с конструктором, - игры с сыпучими материалами, - игры с пирамидками,
- игры с кубиками, - игра с мозаикой, - игры с магнитами,
- игры с вкладышами, - игры с пуговицами, - игры с прищепками, - игры с крышками,
- игры с волчками,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый и настольный театры,
- пальчиковые игры.
4. Работа с родителями.
- Индивидуальные беседы по развитию речи детей. - Консультации:
«Поиграйте с ребенком дома».
«Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста».
«Игры с крупой и развитие мелкой моторики». «Развивающие игры с пуговицами».
«Тренируем пальчики».
«Пальчиковые игры для самых маленьких».
- Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.
- Заключительный этап:
Подведение итогов. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям). - Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи. - Значительно повысились внимание и память детей. - Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. - Формирование коммуникативных способностей.