Лариса Сенникова
Педагогический проект «Весёлое рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий,
долгосрочный, подгрупповой
Срок реализации: октябрь-май 2020-2021 учебный год
Образовательная область:(ОО, ХТ, игра)
Участники проекта : дети ОВЗ (интеллектуальные нарушения) дошкольного возраста 4 лет
Родители
Педагоги
Актуальность
Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.
Публикация «Педагогический проект „Весёлое рисование“» размещена в разделах
Одной из главных задач коррекционной работы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Передо мной стояла очень ответственная задача: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через продуктивную деятельность, так как зачастую это прекрасная возможность для творческой деятельности и социального общения. Продуктивная деятельность дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
ДО предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дошкольного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Данный аспект в современной педагогике изучен ещё недостаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения и разработки новых подходов к проблеме социализации детей.
Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в ДОУ выступает как объективная возможность успешной социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством целенаправленного коррекционного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.
Этим и обусловлен выбор темы:
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) как условие их успешной социализации в обществе.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) как условие их успешной социализации в обществе.
Для реализации цели сформулированы задачи:
o Формировать навыки общения в социальной среде и продуктивной деятельности.
o Использовать возможности продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.
o Способствовать овладению навыков социального поведения, развитию социальной активности в продуктивной деятельности.
o Формировать представления о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях через продуктивную деятельность.
o Содействовать знакомству родителей с приёмами, направленными на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
o использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
o формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных работ);
o игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, воздействую на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждаю детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
o ситуации морального выбора ( когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.).
Предполагаемые результаты:
o рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия;
o применение детьми в творческой деятельности своих знаний и наблюдений, полученных в ходе знакомства с нетрадиционным рисованием;
o формирование социальной направленности, «открытие сверстника», восприятие его положительной эмоциональной основы в качестве объекта взаимодействия, возникновения эмоциональной потребности общения;
o развитие свободы, самовыражения.
Материально-техническое обеспечение проекта :
o печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т. д.);
o электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
o аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные);
o демонстрационные
o изобразительные материалы (карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные, простые, восковые мелки, фломастеры, материалы для нетрадиционного рисования);
o для организации продуктивной деятельности с детьми, оборудован уголок творчества для самостоятельной деятельности детей
Практическая значимость проекта
o Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
o Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
o Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
o Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».
Этапы проекта :
1. Подготовительный (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).
Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе
Задачи:
o определить реальный уровень знаний, умений детей (мониторинг)
o составить перспективный план с учетом роста информационного пространства.
o стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей.
o ориентировать детей на формирование творческих способностей в продуктивной деятельности.
Работа с родителями
o ознакомление с планом работы по теме «Нетрадиционные приёмы рисования для детей с ОВЗ»
o подготовка необходимого оборудования (создание условий)
o фотоотчёт о проделанной в домашних условиях работы совместно
2. Основной (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
o развивать способность самостоятельно выбирать технику и материал
o привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству
Работа с детьми
o ознакомление с приёмами рисования (показ)
o рисование макарон разными техниками и разными
o окрашивание фонов для аппликаций
o индивидуальная работа с каждым ребёнком
o самостоятельная работа (с помощью)
o работа в парах (с помощью)
o коллективная работа (с помощью)
Совместная работа с родителями и детьми
видео, фотоотчеты (творчество детей и родителей)
3. Заключительный (продуктивный)
Цель: подведение итогов
Задачи:
o получить положительную самооценку детей
o осознать и поверить в свои возможности
Продукт:
o оформление выставок
o защиту своей работы
o видеофильм для родителей «Весёлое рисование»
o портфолио (папка с методическим материалом)
Вывод:
В целом, проект позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, даёт им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию, помогает стать активным. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, я тем самым создаю условия для успешной адаптации в социуме.
Список литературы.
1. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
2. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».