Ольга Девятова
Педагогический проект в средней группе «Хлеб всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб — всему голова»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
В. Федоров
Вид: групповой, краткосрочный.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Тип: познавательно – информационный, исследовательский, творческий.
Продолжительность: две недели (с 02.10 по 13.10.2023г.)
Участники: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: «Хлеб всему голова» - эта пословица известна с давних пор. Старшее поколение выросло на ней, и очень хорошо знают цену хлебу. О нем слагают гимны, песни, легенды. О нем говорили, как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Неуважение к хлебу считалось оскорблением. С малолетства учили детей ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое богатство.
Современные родители не уделяют особого и должного внимания к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу. Не все ценят хлеб. Мы можем увидеть ценный продукт питания возле мусорных баков, крошки под столом, не съели - бросили. Поэтому и у детей отмечается отсутствие знаний о том, что хлеб – это продукт тяжелого человеческого труда, ценный продукт. Дети не вполне понимают всю важность и ценность хлеба в жизни человечества. Они не знают, как тяжел труд хлебороба, как долог и труден путь хлеба к столу человека. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Как же научить детей уважать, любить и беречь хлеб, ценить труд хлеборобов?
В рамках проекта мы хотим познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, рассказать как люди выращивали хлеб в старину, и как современные машины помогают выращивать хлеб в наше время.
Чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет для них, тем бережнее они будут относиться к нему. Воспитание у детей любви и уважения к труду хлебороба, бережливого отношения к результатам его труда - хлебу - одна из сторон нравственного воспитания детей.
Цель проекта:
Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старые времена;
- довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- расширить представление детей о многообразии хлебобулочных;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря;
- сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- развивать творческие способности детей;
- поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- воспитать интерес и чувство благодарности к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
Планируемые результаты:
- дети поняли, что хлеб – самый важный продукт на нашем столе и к
нему необходимо бережно относиться, так как это результат труда очень многих людей;
- дети получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это
происходит сейчас;
- дети познакомились с профессиями пекаря, комбайнера, тракториста;
- понимают важности труда людей, производящих хлеб;
- дети усвоили, что труд хлеборобов труден и важен;
- родители проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей бережного и уважительного отношения к хлебу и принимают активное участие в жизни группы;
- игровая деятельность обогатилась новыми атрибутами к сюжетно – ролевым играм (форма пекаря, хлебобулочные изделия из соленого теста, скалочки и формочки для вырезания печенья);
- пополнился наглядный материал (альбомы с иллюстрациями выращивания хлеба в старину и в наше время, с разновидностью хлебобулочных изделий; картотеки с тематическими физминутками и пальчиковой гимнастикой; лэпбук «Хлеб всему голова»).
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный
- определение темы проекта; обоснование его актуальности;
- постановка целей и задач работы;
- подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи и загадки о хлебе;
- подбор иллюстраций, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, дидактических и спортивных игр по теме «Хлеб»;
- конспекты познавательных занятий, бесед, музыкально - фольклорного развлечения;
- сбор фотографий на тему «стряпаем вместе с мамой» для стенгазеты;
- подбор консультационного материала для родителей;
- взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения атрибутами к сюжетно – ролевым играм.
2 этап – Практический
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие
- НОД ФМЦК «Хлеб – наше богатство»;
- просмотр и обсуждение презентаций «Хлеб всему голова», «От зерна до каравая»;
- рассматривание серии сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба», «Хлебобулочные изделия»;
- рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская»;
- беседы: «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб».
- конструирование «Грузовая машина с зерном» из настольного строителя;
- отгадывание загадок по теме;
- исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен ржи, пшеницы, овса; посадка пшеницы и ржи и наблюдение за всходами; выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
- опытно – экспериментальная деятельность: превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); замешивание теста и выпечка хлеба в детском саду; выпечка хлебобулочных изделий дома.
Социально-коммуникативное развитие:
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Кулинария»;
- дидактические игры: «Назови профессию», «Четвертый лишний», «От зерна до каравая», «Назови ласково», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Все по полочкам», «А какой он – хлеб?», «Что — сначала, что — потом» ;
- театрализация русской народной сказки «Колобок» и украинской народной сказки «Колосок»;
- просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» (белорусская сказка); «Колобок» (р. н. сказка, «Чудо – мельница!» (р. н. сказка, «Пирожок»;
- чаепитие с хлебобулочными изделиями «Приглашаем всех на чай!»
Речевое развитие:
- чтение художественной литературы о хлебе : укр. н. с. «Колосок», р. н. с. «Крылатый, мохнатый да масляный», В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Я. Аким «Хлеб»; И. Токмакова «Что такое хлеб?», Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог»;
- рассказ по картинкам: «Как в старину люди выращивали хлеб?»;
- заучивание стихотворения В. Степанов «Хлеб», пословиц о хлебе: «Без хлеба нет обеда», «Хлеб - батюшка, вода – матушка», «Без соли не вкусно, без хлеба - не сытно». «Хлеб всему голова»;
- словесная игра «Доскажи словечко»;
- пальчиковая гимнастика: «Хлеб», «Мы месили тесто», «Пекарь»;
Художественно-эстетическое развитие:
- лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-
ролевых игр;
- рисование «Колосок». «Хлеб и батон»;
- раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия»;
- аппликация «Машины везут зерно на мельницу»;
- пластилинография «Колосок» (на круге);
- пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», «К нам гости пришли»;
- хоровод «Каравай»;
- танец «Колоски»;
Физическое развитие
- комплекс утренней гимнастики «Колоски»;
- сенсорная игра «Золушка»(сортировка круп и выкладывание из крупы узоров);
- п/и «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»;
- физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски»;
- пальчиковые гимнастики.
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Как научить ребёнка бережно относится к хлебу»;
- папка – передвижка «Хлеб всему голова»;
- памятка для родителей «Правила обращения с хлебом»;
- предложить родителям в выходной день постряпать дома вместе с детьми, сделать фотографию;
- предложить выучить с ребенком 2- 3 пословицы о хлебе и помочь понять их смысл;
- сшить костюм пекаря для с/р игры.
- 3 этап – заключительный
- музыкально – фольклорный праздник «Хлеб всему голова»;
- оформление картотек пальчиковых игр и физкультминуток по теме «Хлеб»;
- изготовление дидактических игр:
- создание альбома «Выращивание хлеба раньше и сейчас»;
- выставка детских творческих работ по теме;
- фотоотчет по проекту;
- публикация проекта на сайте МААМ.