Елена Беляева
Педагогический проект в младшей группе «Мы — вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Нормативно- правовая база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
ФГОС ДО (приказ Минобрнауки №1155 от 17.10. 2013, СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г., Устав МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №41», ООП МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №41»
Участники проекта :
дети младшей группы №10 «Веснушки», воспитатели данной группы, родители воспитанников
Тип проекта :
- по характеру доминирующей деятельности воспитанников – познавательно - творческий;
Публикация «Педагогический проект в младшей группе „Мы — вместе!“» размещена в разделах
- по количеству детей, вовлеченных в проект : групповой;
- по продолжительности: долгосрочный (1 год);
- по содержанию- ребенок, общество и его культурные ценности
Образовательные области:
«Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Методы проекта :
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ресурсы проекта :
Материально – технические: групповые помещения, мультимедийное оборудование
Методические: методическая литература, конспекты ООД о семье, детская художественная литература, настольно – печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно –ролевых игр, разные виды конструктора
Актуальность проекта :
Семья – это начало всех начал. С семьи начинается жизнь человека, именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Именно семья остаётся необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Родители являются первыми и главными педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении всей жизни у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который уже выросшие дети начнут реализовывать в своей семейной жизни. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал ответственность за своих родных и близких, научился заботиться о них с детства. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего маленьких граждан нашей страны. Взрослые, родители и педагоги, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.
Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей.
Проблема, на решение которой направлен проект :
По результатам анкетирования детей выяснилось, что не все дети знают подробности о своей семье: как зовут и кем работают их родители, бабушки и дедушки. Многие родители, в силу своей незаинтересованности и непросвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь, педагоги не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Необходимость создания и реализации проекта «Мы - вместе» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Гипотеза:
Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему «Моя семья», то у детей воспитается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о родословной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них Педагоги группы надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей осознанного понимания значимости близких людей.
Задачи проекта :
При работе с детьми:
Образовательные:
- расширять представления детей о семье, семейных и родственных отношениях («семья»; «родные», «близкие»);
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их профессий
- формировать у детей представления о роли взрослых и детей в семье, о нравственном поведении между ними
Развивающие:
- развивать у детей желание рассказывать о своей семье;
- обогащать словарный запас за счет слов лексической темы «Семья»,
- развивать связную речь;
- развивать социально- личностную сферу детей посредством совместной творческой деятельности с родителями;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к родным и близким;
- учить проявлять заботу о родных людях;
- воспитывать у детей умение сопереживать близким людям, стремление оказывать им помощь.
Для педагогов :
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
• Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников;
• Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
При работе с родителями:
- способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами;
- вовлечь родителей в образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей;
- повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
Продукт проекта :
Методические разработки ООД, банк развивающих игр о семье, картотека пальчиковых игр, памятки для родителей; диаграммы: «Какого мы роста», «Сколько мы весим все вместе и по одному»; коллажи «Что любит моя мама», «Наши папы сильные, ловкие, умелые», «Знакомьтесь: наши бабушки», «Знакомьтесь: наши дедушки»(оформленные детьми в нетрадиционной технике рисования) .
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит :
• на уровне детей:
- расширить представления детей о своей семье: о членах семьи, традициях;
- развить интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной;
- сформировать понимание важности проявлений уважения и заботы ко всем членам семьи;
- сформировать понимание значимости семьи в жизни людей.
• на уровне педагогов :
- повысить профессиональный уровень педагогов;
- повысить творческую самореализацию педагогов в профессиональной деятельности;
- оснастить РППС группы новыми играми и пособиями.
• на уровне родителей:
- развить новые формы сотрудничества между родителями воспитанников и педагогами;
- развить творческий потенциал родителей в совместной творческой деятельности со своими детьми;
- повысить родительскую компетентность по представленной проблеме;
• на уровне учреждения:
- продолжить развитие воспитательного потенциала ДОУ в формировании нравственной личности, гражданина, а именно: будут созданы условия для дальнейшего развития интеграции регионального компонента в развивающую среду ДОУ, которые приведут к созданию новых проектов, а также для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей с краеведческим материалом;
- обогатить развивающую предметно- пространственную среду материалами о памятниках города (игры, пособия, продукты детского творчества)
Особенности проекта :
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
- доступность материала для детей дошкольного возраста;
- включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы реализации проекта :
I этап реализации проекта - Подготовительный
Цели: анализ ситуации; постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, определение необходимого ресурсного обеспечения проекта;
- анкетирование родителей и беседы с детьми с целью выявления уровня сформированности представлений о семье;
- вовлечение родителей в проектную деятельность;
- организация необходимой развивающей предметно- пространственной среды в группе.
II этап реализации проекта - Организационный
Цели: планирование и прогнозирование образовательной работы; составление перспективных планов работы с детьми и родителями; подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы.
III этап реализации проекта - Практический
Цели: образовательная деятельность с детьми; пополнение РППС группы; совместные мероприятия с семьями воспитанников; выставки детских работ.
IVэтап реализации проекта - Аналитический
Цели: анализ результатов проекта, определение перспектив дальнейшей работы; презентация результатов проекта.
Содержание проекта :
С детьми:
ОО «Познавательное развитие»
Опрос детей «Что я знаю о семье?»
ООД «Моя семья», «Семьи большие и маленькие», «Мама, мамочка моя», «Мы с папой лучшие друзья», «Бабушек любят все дети на свете»,
Семейный ЗОЖИК (ситуативные беседы о правилах личной гигиены, профилактике простудных заболеваний)
Диаграммы: «Какого мы роста», «Сколько мы весим все вместе и по одному»
ОО «Речевое развитие»
Ситуационные беседы: «Где живёт твоя семья»(знание своего адреса, «Расскажи, с кем ты живёшь»; «На кого ты хочешь быть похожим», «Ласковые слова для мамы/папы/бабушки/дедушки», «Выходной день с мамой и папой», «В какие игры играют с тобой мама и папа», «Как я помогаю дома», «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Заучивание потешек про семью
Чтение стихов о родных людях: маме, папе, бабушке, дедушке
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «К нам приехала бабушка», «Приготовим обед для мамы», «Семья принимает гостей», «День рождения куклы», «Дочка заболела», «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Поездка в магазин».
Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать»,
«За что бы меня похвалили дома»
Дидактические игры и упражнения: «Позвони по телефону маме (папе)», «Помоги маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя»
Настольные игры:
«Семья», «Большие и маленькие», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом»
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
Нетрадиционно оформленные детьми коллажи (способом текущего рисования, рисованием мятыми комочками бумаги; одноразовыми вилками; с помощью различных штампиков) : «Что любит моя мама», «Наши папы сильные, ловкие, умелые», «Знакомьтесь: наши бабушки», «Знакомьтесь: наши дедушки».
Конструирование: «Дом для моей семьи», «Мебель для дома»
Лепка: «Оладушки для бабушки», «Баранки для дедушки», «Красивые тележки для папы и дедушки», «Разноцветные шары для мамы» (пластилинография)
Творческая мастерская: украшение фоторамок для семейного альбома нетрадиционным способом (окрашенными деталями пазлов), «Новогодняя игрушка своими руками» () , подарки папам и дедушкам к Дню защитника Отечества, подарки мамам и бабушкам к 8 Марта, поделки «Светлая Пасха», Парад военной техники (вместе с папой и дедушкой)
Выставки совместных творческих работ : «Любимая (ые) сказка (и) моей мамы», Любимая (ые) сказка (и) моего папы», «Моя любимая сказка», «Мои любимые игрушки»
ОО «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика
Подвижные игры: «Дедушка – сапожник», «Наседка и цыплята», «Птички в гнездышках», «Помирились», «Бабушке надо отдыхать», «Белые медведи» «Курочка - хохлатка»
С родителями:
Консультации: «Типы семейного воспитания», «Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки», «Роль отца в воспитании ребенка», «Здоровая семья – счастливый ребёнок»
Анкета для родителей: «Игра в жизни ребенка»
Папка-передвижка: «Что такое для человека семья?» «Будущий мужчина- как правильно воспитывать мальчика», «Поиграй со мной», «Семейный выходной», «Правила семейного воспитания»
Выставки совместных работ
Информационное обеспечение проекта :
1. Бондаренко А. К Воспитание детей в игре — М: Просвещение, 2010
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 1991
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
4. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014
5. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников", М: Издательство "ВАКО"
6. Козлова А. В. Работа с семьёй – М: ТУ Сфера, 2007 г.
7. Родительские собрания в детском саду: Младшая груп- па / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2011
8. Харченкова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М. :АРКТИ, 2012
9. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990
10. Интернет - ресурсы