Светлана Широкова
Педагогический проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у сказки»
Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям при помощи театрализованной деятельности. Содержит план реализации проекта и практический материал, а так же информацию для родителей. Данный проект рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Содержание
Анализ ситуации…. 4
Образовательная область…. 4
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Цель и задач. 5
Продолжительность, сроки и основные формы реализации проекта…. 6
Формы организации детей и родителей. 6
Методы и приёмы…. 7
Проектная деятельность выражена через. 7
Планируемые результаты …. 8
Продукт проектной деятельности…. 9
Условия, обеспечивающие достижения результатов….9
План работы по реализации проекта…10
Список литературы…. 12
Педагогический проект «В гостях у сказки»
Вид проекта : целевой творческий практика – ориентированный.
Тип:
• Детско – взрослый;
• Ребёнок – субъект проектирования;
• Открытый – в ДОУ и за его пределами.
Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
Вид проекта : Групповой, творческий.
Анализ ситуации
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев. Побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.
Самым увлекательным направлением в дошкольном духовно - нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Проблема. Противоречия между:
• формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей младшего возраста
• уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении
Цель:создать условия для развития духовно - нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста при помощи театрализованной деятельности.
Задачи:
• Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.
• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
• Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
Участники проекта :Воспитатель,Родители,Дети.
Целевая группа проекта : Проект первой младшей группы.
Продолжительность проекта :Долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2017 – май 2018 учебный год.
Формы организации детей и родителей:
• Анкетирование родителей.
• Непосредственно - образовательная деятельность.
• Развлечения и досуги.
• Физические культура.
• Продуктивная деятельность.
• Выставки детского творчества (лепка сказочных персонажей из солёного теста).
• Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
• Беседы.
• Чтение художественной литературы.
• Оформление мини – музея в группе.
Методы и приё мы:
• Объяснительно – иллюстративные.
• Проблемное изложение материала.
• Словестная.
• Театрализованная.
• Досуговая.
• Игровая
• Методы формирования сознания духовно-нравственного воспитания детей: рассказ, объяснения, разъяснения, беседа по сказкам.
• Методы организации деятельности и формирования опыта поведения, поручения, воспитывающие ситуации.
Проектная деятельность выражена через:
• игру как основной вид деятельности детей;
• театрализованную деятельность;
• художественно – речевую;
• трудовую деятельность;
• музыкально – художественную деятельность;
• экскурсии в мини-музей «Русская изба» (в детском саду).
• включение элементов творчества в организацию образовательной деятельности с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
• совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками.
Планируемые результаты
• Повышение уровня духовно - нравственной культуры детей младшего дошкольного возраста.
• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
План реализации.
Подготовительный этап сентябрь - октябрь.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.)
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Создание творческой группы.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
Основной этап реализации октябрь -май.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.
• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и РМО.
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с духовно - нравственной направленностью.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.
Заключительный этап май.
Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.
Условия, обеспечивающие достижения результатов
1. Психолого – физическое благополучие детей младшего дошкольного возраста на основе оптимизации детско – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей младшего возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно - нравственного становления ребёнка младшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности :
• Мини – музей «В мире сказочного театра».
• Выставка игрушек «Сказочный герой» -тесто пластика.
• Итоговое театрализованное представление.
Дорожная карта
Месяцы периоды Мероприятия Участники
Подготовительный этап
Сентябрь – октябрь • Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Создание творческой группы.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
«Актуальность духовно-нравственного воспитания»
• Совместная деятельность педагога с детьми.
Воспитатели
Дети
Родители
Основной
Ноябрь 1 неделя Беседа на тему «Театр». Воспитатель Дети
3 неделя Игра «Узнай сказку». Воспитатель Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Лепка из солёного теста мой любимый герой сказки».
Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию.
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Разучивание слов героев сказки «Бобовое зёрнышко».
Родительское собрание - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» Воспитатели
Дети
Родители
Декабрь 1 неделя Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко»
Воспитатели
Дети
3 неделя Герои сказки «Бобовое зернышко»
- раскрашивание раскрасок по сказки. Воспитатель
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко»
Работа с родителями и совместная
деятельность детей и родителей:
Рекомендации родителям «О воспитании детей».
Воспитатели
Дети
Родители
Январь 1 неделя Прочтение сказки «Рождественская сказка». Беседа по ее содержанию Воспитатель
Дети
3 неделя Театрализованное представление «Рождественская сказка». Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Герои сказки «Рождественская сказка» лепка из солёного теста.
«Забавы зимы» -подбор и прослушивание музыкальных произведений о зиме.
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Разучивание слов героев сказки «рождественская сказка».
Папка –передвижка –
«Православный праздник - Рождество Христово!». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Февраль. 1 неделя Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию Воспитатель
Дети
3 неделя Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко» Воспитатель
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Герои сказки «Морозко» - рисование.
«Забавы зимы» - прослушивание музыкальных произведений о зиме.
Работа с родителями:
Участие родителей в создании Мини – музей «В мире сказочного театра».
Консультация «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Март. 1 неделя Сказка «Заюшкинаизбушка».Знакомство с текстом сказки Воспитатели
Дети
3 неделя Проигрывание диалогов из сказки «Заюшкина избушка». Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Подбор музыки к сказки «Заюшкина избушка».прослушивание музыкальных произведений.
Работа с родителями:
Рисование героев сказки «Заюшкина избушка». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Апрель. 1 неделя Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди» Воспитатели
Дети
3 неделя Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди» Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди» прослушивание музыкальных произведений.
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди» Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Заключительный этап
Май 1 неделя Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки Воспитатели
Дети
3 неделя Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят» Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей :
Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят»
«Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит. д.)
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Выставка игрушек «Сказочный герой» -тесто пластика. Дети
Родители
Младший воспитатель
Обеспечение:
Материально-техническое: фотографии, 2 фотоальбома, фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись детских песен, художественного слова, картон, клей, цветная бумага.
Учебно-методическое:
1. Берлова А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М. ,2008г.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
3. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи, М. ,-2003
5. Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания, - 2004
6. Рябкова И. В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. –
2004.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
8. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. –
М. : «Линнка-Пресс», 2008.
9. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
10. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
11. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
12. nsportal.ru : Социальная сеть работников образования.
13. https://festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
14. https://dob.1september.ru : Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
15. https://www.portal-slovo.ru : Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.