Арина Деркач
Познавательно-творческий педагогический проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное учреждение
«Советский политехнический колледж»
ПРОЕКТ
Тема:
«В гостях у сказки»
Выполнила: студентка 4 курса, группы ДО – 12 СС/14
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Деркач Арина Олеговна
Проверила: Мазяркина Наталья Георгиевна
Преподаватель спецдисциплин
г. Советский
2018 г.
Содержание
Методический паспорт проекта….3
Актуальность проекта….5
Постановка и обоснование проблемы проекта….6
Публикация «Познавательно-творческий педагогический проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Содержание педагогической деятельности…. 6
Этапы реализации проекта …. 7
Заключение….13
Список использованной литературы…. 14
Приложение…. 15
Методический паспорт проекта.
Тема: «В гостях у сказки».
Руководитель проекта : воспитатель
Исполнитель проекта : МДОУ № «Гусельки» г. Югорск М. О.
Юридический адрес исполнителя: МАДОУ «Детский Сад «Гусельки» - 628263, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Югорск, улица Чкалова, 1
Адресация: Воспитатель старшей группы.
Цель проекта :
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.
Цель:
Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи проекта :
1 причина: не развито общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Задача: Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
2 причина: не достаточно обогащен словарь детей, не совершенна диалогическая речь.
Задача:
-Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь.
3 причина: не развито эмоциональная отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Задача:
Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Благополучатели: дети старшей группы, родители воспитанников.
Типовые особенности:
По характеру создаваемого продукта: познавательно-творческий.
По профилю знаний: монопроект и межпредметный проект.
По характеру координации: с открытой координацией.
По уровню контактов: на уровне ДОУ.
По срокам реализации: долгосрочный (более полугода)
Ожидаемые результаты:
Компетенции:
Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
владеют расширенным словарным запасом;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют выразительными способами общения.
Коммуникативные навыки:
получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
пользуются выразительными средствами речи.
Предпосылки научной деятельности:
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Исполнители основных мероприятий: воспитатель
Актуальность проекта :
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Дети не остаются равнодушными после встречи с героями сказок, всё это вызывает желание разобраться в сказочной ситуации и стимулирует умственную деятельность ребёнка. Он учится сопереживать, появляется новое эмоциональное отношение к окружающему. Дошкольники сталкиваются в сказках со сложными явлениями, чувствами. Сказка даёт хороший урок на всю жизнь и детям, и взрослым.
Постановка и обоснование проблемы проекта.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.
Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.
Анализ проблемной ситуации:
В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны важность детей, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта…»
Содержание педагогической деятельности.
Особенности проекта.
Идея проекта заключается в том, что через организацию совместной творческой деятельности можно не только повысить уровень полноценного эмоционального общения детей и родителей, наладить детско-родительские отношения, но и ненавязчиво, без скучных наставлений, воспитывать в ребенке такие качества как послушание, уважение к опыту и мнению старших, внимание к близким, забота.
Суть проекта.
Универсальным средством реализации этой идеи является работа со сказкой. Кроме того, что сочинение сказок развивает связную речь детей, сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки учат смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста, так как восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений.
Ресурсы.
Кадровый ресурс: Педагоги : воспитатели групп, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды)
Администрация ДОО: заведующий, заместители заведующего
Родители обучающихся.
Материально-
технический ресурс:
• групповые помещения;
• музыкальный зал;
• технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
• наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Информационный ресурс:
• использование ИКТ;
• обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);
• изучение методической литературы;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий атрибутов.
Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой деятельности)
Заключительный этап (презентация, продукт деятельности)
Обобщение результатов работы.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.
Информация для родителей о предстоящем проекте.
Подбор литературы, оборудования.
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Основной этап:
Работа с воспитанниками
1. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
3. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
4. Продуктивная, изобразительная деятельность.
5. Создание атрибутов для игр-драматизаций.
Работа с родителями
Подбор художественной литературы.
Выполнение творческих заданий.
Консультации для родителей.
Заключительный этап:
Выставка детских работ, фотовыставка.
Изготовление настольной игры «Путешествие Колобка по сказкам», изготовление электронной игры «Путешествие Колобка»
Презентация проекта и игры на муниципальной базовой площадке ОО
«Социально-коммуникативное развитие», направление - социализация, развитие общения, ребенок в семье и сообществе.
Проектная деятельность с воспитанниками
Перспективное планирование
Беседа о русском народном творчестве.
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Беседа «В руку книгу я беру».
Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.
Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.
Рассматривание альбома «Русские народные сказки»
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Д/и «Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Игра-драматизация «Лисичка-сестричка и серый волк» Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.
Сентябрь
Чтение сказки «У страха глаза велики»
Задачи: учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.
Д/и «Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Беседа с детьми о характерах сказочных героев.
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Игровое задание: «Обведи и раскрась».
Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев.
Составление рассказов по сказке «У страха глаза велики» Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.
Игра-драматизация «У страха глаза велики»
Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей.
Октябрь
Просмотр мультфильма «Заяц-хваста»
Задачи: понимать содержание произведения.
Чтение сказки «Заяц-хваста»
Задачи: учить слушать сказки, понимать содержание произведения.
Беседа «Пойдем в театр!»
Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.
Поделки из природного материала «В гостях у сказки»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.
Беседа с детьми о характере сказочного героя.
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Рассматривание альбома «Сказочная страна».
Рассказывание сказки «Заяц-хваста» по цепочке.
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.
Ноябрь
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Театрализованная игра «В гостях у сказки».
Задачи: учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.
Кубики «Сказки»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Изготовление масок для театрализованной деятельности. Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.
Д/и «Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.
Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный». Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Декабрь
Игра «Добрые слова»
Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Задачи: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Составление рассказов по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»
Аппликация «Твой любимый герой сказки»
Изготовление масок для театрализованной деятельности. Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.
Январь
Д/И «Подбери словечко»
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Изготовление настольного театра по сказкам.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.
Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Отгадывание загадок «Из какой сказки герой»
Февраль
Составление рассказа по картинкам.
Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки, использовать выразительные обороты речи.
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Аппликация с элементами рисования «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Рассматривание иллюстраций разных художников.
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.
Март
Д/и «Опиши героя сказки»
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Речевая игра «Доскажи словечко»
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Рассматривание альбома «В гостях у сказки»
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Игра-драматизация «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики»
Задачи: учить детей отвечать на вопросы по тексту, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.
Апрель
Беседы: «Добрые слова».
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Игра «Что сначала, что потом?»
Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Май
Оценка эффективности реализации проекта
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, умения использовать в речи разнообразные языковые средства, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений.
Риски
1. Низкий познавательный интерес.
2. Низкая информированность родителей, их пассивность.
Предупреждение рисков
Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Путешествие по сказкам», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми, к пополнению книжного уголка.
Перспективы развития проекта
Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
В разделе «библиография проекта»
Заключение.
Тема проекта детям очень понравилась, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, в альбомах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью настольного театра и различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Проделанная работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «В гостях у сказки».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.
Таким образом, наш долгосрочный проект, расчитанный на 2 года, еще не закончен, и в завершение данного этапа, мы изготовили настольную игру «Путешествие Колобка по сказкам», что позволило повысить интерес детей к общению и взаимодействию между собой, активизировать словарь детей, развивать воображение, умения использовать в речи разнообразные языковые средства. А также для закрепления данных результатов дома, нами изготовлена электронная игра «Путешествие Колобка» для совместных игр с родителями.
Список используемой литературы
1. КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
2. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
6. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
7. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
8. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
9. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
10. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008
Приложение 1
Правила игры
«Путешествие по сказкам»
В игре могут принять участие от 2х до 4х человек.
Цель игры: помочь колобку добраться до детского сада.
Подготовка к игре: поставьте фишки (колобок) на старт. Бросьте кубик, и тот, у кого выпадет больше очков, будет ходить первым.
Ход игры: бросайте кубик по очереди и продвигайтесь на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.
Внимание. Фишка обязательно останавливается на полянке сказок (красный кружок, даже если она должна была пройти мимо. Из сундучка сказок выходят герои сказки (по номеру полянки) и между ними и колобком ведется произвольный диалог. За героев сказки говорят участники, до которых не дошел ход. Попадая на полянку сказок, другие участники игры (колобки) включаются в диалог.
Окончание игры. Победителем объявляется игрок, первым добравшийся до детского сада.