Ксения Семенищева
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития».
В. Сухомлинский
За последние несколько десятков лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни и не могут пересказать прочитанные им сказки.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решила реализовать данный проект с нашими малышами.
2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Формирование интереса к сказкам, развитие творческих способностей, привлечение родителей к активному участию в проекте.
Задачи:
Образовательные:
•Познакомить детей с русскими народными сказками.
•Учить узнавать героев знакомых сказок.
•Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
•Формировать умение инсценировать эпизоды сказок.
•Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Воспитательные:
•Воспитывать умение пересказывать сказки.
•Побуждать интерес к сказкам.
Развивающие:
•Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
•Способствовать развитию у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, память, фантазию.
•Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
Оборудование:
Книги и аудиозаписи с русскими народными сказками; магнитофон; раскраски со сказочными сюжетами и героями; для художественной деятельности: цветная бумага, клей, белый картон, краски, кисточки; костюмы «Маши» и «Медведя», маски: коза, козлята (7 штук, волк, «книжного доктора»; картинки с сюжетом сказок и сказочных героев; кукольные театры по сказкам; ширма, елки, грибы, искусственные цветы, папки-передвижки для родителей.
Гипотеза проекта :
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Вид проекта : творческий, краткосрочный, коллективный
Срок реализации проекта : одна неделя.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 этап - подготовительный:
Подбор и изучение методической литературы.
Разработка плана реализации.
Подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды. (Подбор художественной литературы для оформления выставки)
Подбор дидактического материала и наглядных пособий (картины, иллюстрации, раскрасок по тематике, игровые задания и упражнения).
Консультации и рекомендации для родителей.
Пополнение книжного уголка.
2 этап – реализационный:
Работа по перспективному планированию: Чтение и прослушивание сказок (аудиозаписи) : «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Раскрашивание раскрасок сказочных сюжетов и героев сказок (свободное творчество во второй половине дня).
Проведение комплекса мероприятий.
Взаимодействие с родителями.
3 этап – заключительный:
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
План реализации проекта :
•Просмотр с детьми содержания книжного уголка
•Беседа на тему «Бережное отношение к книгам»
•Чтение сказки : «Колобок»
•Сюжетно – ролевая игра «Книжкина больница»
• Дидактическая игра: «Найди по описанию»
•Консультация «Что читать малышу 3 – 4 лет»
•Принятие участие чтение сказки
•Изготовление дидактического материала
• Экскурсия в библиотеку: «В гости к сказке»
•Прослушивание аудиозаписи к сказке «Волк и семеро козлят»
•Раскрашивание раскрасок сказочных сюжетов и героев сказки «Волк и семеро козлят»
•Подвижная игра «Волк и семеро козлят»
•Оформление выставки «Читаем вместе»
•Посещение библиотеки с детьми
•Папка-передвижка «Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»
•Чтение сказки : «Маша и медведь»
•Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
•Выставки детских рисунков по сказке «Колобок»
•Дидактическая игра «Собери сказку»
•Театральное представление сказки «Маша и медведь»
•Рекомендация для родителей «По развитию читательского интереса»
•Чтение сказки «Три медведя»
•Сюжетно – ролевая игра «Книжкина больница»
•Принятие участие в чтении сказки
•Изготовление масок для драматизации сказки «Волк и семеро козлят»
• Чтение сказки «Теремок»
• Подвижная игра: «Гуси-лебеди»
•Раскрашивание раскрасок сказочных сюжетов и героев сказки «Теремок»
•Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
•Принятие участие в чтении сказки
•Папка – передвижка «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок»
5 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В результате совместной деятельности всех участников проекта в ходе его реализации:
•Дети познакомились со сказками и хорошо их знают.
•Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
•Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности.
•Дети научились отражать в творческих работах прочитанные сказки.
•У детей появился интерес к играм, драматизациям.
•Родители воспитанников получили консультацию о том, что нужно читать детям 3-4 лет, а так же рекомендацию по развитию читательского интереса у детей.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
«Библиотека»
Цель: расширение кругозора детей, формирование знаний правильно пользоваться услугами библиотеки.
Оборудование: столы, стулья, книги, листочки, ручки.
Ход: Дети-посетители приходят в библиотеку, просят книги у работника библиотеки. Библиотекарь дает книгу посетителю, предварительно записывая ее. Дети уходят «домой».
«Книжкина больница»
Цель: Закрепление знаний о бережном обращении с книгой.
Оборудование:Маска книжного доктора, клей, бумага, ножницы,скотч.
Ход:Выбираются двое детей для исполнения роли книжного доктора, а остальные дети приносят в больницу порванные книги для лечения. Доктор ставит диагноз книге (порванная, рассохся и расклеился переплет, оторвалась обложка, выпали страницы, исписаны страницы, загнуты уголки страниц).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Отгадай сказку»
Цель: закрепление знаний сказок.
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя, Маша)
Заревели бабка с дедом:
-Как теперь нам быть с обедом?
Мышка по столу бежала
И яичко вдруг упало.
(Курочка Ряба)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(«Семеро козлят»)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка –
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.
(Репка)
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Угадай, кто это?
Цель: Закрепление знаний сказочных героев.
Правила: Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих сказочного героя. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (Волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (Заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (Ежик)
Круглый, румяный, песню напевает. (Колобок)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (Лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (Медведь)
«Собери сказку»
Цель: Обобщение знаний сказок, умение работать в коллективе.
Оборудование: комплекты карточек с иллюстрациями к известным сказкам :
«Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Комплекты содержат по 4 карточки с иллюстрациями к каждой сказке.
Правила: Дети делятся на группы. Количество групп соответствует количеству комплектов карточке с иллюстрациями к сказкам.
Воспитатель перемешивает каждый комплект карточек и раздаёт по одному комплекту каждой группе учеников.
Дети, работая в группах, определяют, к каким сказкам относятся иллюстрации и раскладывают карточки, сортируя их по сказкам, соблюдая порядок повествования.
Побеждает та группа, которая быстрее и правильно выполнит задание.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Гуси-лебеди»
Цель: Упражнение в беге в прямом направлении.
Ход игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Воспитатель Дети
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!
Не пускает нас домой,
Зубы точит, съесть нас хочет.
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
«Волк и семеро козлят»
Цель: Закрепление у детей умений выполнять движения по сигналу.
Ход игры: Волк (воспитатель) сидит в центре круга, а козлята вокруг идут в хороводе и весело поют.
Семеро, семеро, семеро козлят
Весело, весело, весело стоят.
Весело всезнайке, весело бодайке,
Весело топтушке, весело болтушке,
Весело дразнилке, весело мазилке.
И конечно, очень весело кричалке.
Ну, давайте, братцы,
Прыгать и бодаться,
Прыгать и бодаться!
Волк от песни и шума просыпается и бежит ловить козлят. Испугавшись, они разбегаются в разные стороны и прячутся. Волк старается поймать как можно больше козлят. Пойманных уводит к себе в «лес».