Наталья Прищепа
Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей средней группы
▼ Скачать
Краткосрочный педагогический проект «В гостях у сказки» для детей средней группы
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие творческих способностей через игру-драматизацию; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Задачи проекта :
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей среднего возраста средствами театрально-игровой деятельности.
3. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный, кукольный) при передаче содержания сказки.
4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.
Вид проекта : творческо-игровой
Продолжительность: краткосрочный (с 01.11.2023 г. -29.12.2023 г.)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема:
Я провела с детьми диагностику перед началом проекта и выявила, что, родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок.
Актуальность проекта :
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Также самым эффективным средством развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Методы работы:
1. Наглядный - включают организацию наблюдений; (показ картин, иллюстраций; использование презентации и дидактических пособий).
2. Словесный – слушание рассказов, проведение бесед, пересказ сюжета сказок, викторины по сказкам.
3. Практический - применение знаний, умений и навыков в практической деятельности (рисование героев, иллюстраций к сказкам, изготовление элементов костюма, декораций)
4. Игровой – проведение театрализованных игр, дидактических, настольных.
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- сформировать умение узнавать персонажей сказок
- умение пересказывать сказки
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
- воспитание чувства дружбы и коллективизма
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
На данном этапе подбирался методический материал, сказки, иллюстративный материал по сказкам, подготавливались конспекты для проведения бесед о театре, о сказках. Составлялся план совместной работы с детьми и родителями. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Консультации для родителей.
2 этап – основной, организационно – практический
На втором этапе началась работа по реализации плана мероприятий посвященных проекту «В гостях у сказки»
-реализация плана проекта;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
«Как цыпленок свой голос искал» «Под грибом» "Заюшкина избушка"
- расскажи сказку по серии картинок "Колобок"
отгадывание загадок по сказкам (презентация «Отгадай сказку»);
- пересказ (с помощью пальчикового театра) сказок «Теремок», «Колобок»;
- просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок»;
- театрализация сказки «Теремок» «Колобок» «Репка»
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- беседа «Идём в театр!», «В гостях у сказок»;
- лепка «Мой любимый сказочный герой»;
- консультация для родителей: «Играйте в театр дома»;
- папка-передвижка для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
3 этап – заключительный
Итог:
Совместная работа детей, родителей, воспитателей:
- Презентация: «Отгадай сказку»
- помощь родителей в пополнении атрибутов для театрализованных представлений;
- домашние задания для родителей и детей (изготовление атрибутов для театрализованных представлений, рисование иллюстраций к сказкам);
- чтение сказок с детьми дома;
- изготовление вязаного пальчикового театра сказка «Теремок»
- выставка совместных работ родителей и детей «Рисуем сказку»
Презентация: «Отгадай сказку»
Результат проекта :
- У детей сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, появилось желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
- дети научились узнавать персонажей сказок (по загадкам, иллюстрациям)
- научились пересказывать содержание сказок;
- появился навык и желание пользоваться настольным, пальчиковым и кукольным театром;
- расширился словарный запас детей
- сформировалось умение передавать характер персонажа интонацией, мимикой и жестами;
- дети должны научиться пользоваться настольным, пальчиковым и кукольным театром;
- сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- дети стали свободно держаться на сцене, стали дружнее
- повысился интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Заключение:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение). Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.