Ольга Чечкина
Проект в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек"
Познавательно – творческий проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» и ОО «Художественно-эстетическое развитие» «В гостях у сказки»
Подготовила и провела воспитатель: Чечкина О. С.
Бердск 2022 год
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Публикация «Проект в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность проекта:
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать и является слушателем читаемого ему. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Для развития интереса к русским народным сказкам и повышения читательской грамотности у детей 4-5 лет был проведен проект «В гостях у сказки». Он осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, для драматизации литературных произведений родители совместно с детьми изготавливали маски сказочных героев.
Участники проекта: Дети средней группы «Бабочка», воспитатели, родители.
Срок реализации: 24.10.2022 – 25.11.2022 г.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Цель проекта:
создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Задачи проекта:
• Создание условий для организации творческой театрализованной деятельности детей.
• Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь, понимать смысл сказок, их познавательное значение.
• Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей.
• Создавать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.
Задачи для детей:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
- закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) для передачи характера персонажа сказки;
- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
-развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
-воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
-воспитывать культуру речи.
Задачи для родителей:
- содействовать педагогам по теме проекта;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность,
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Задачи для педагогов:
- развивать творческий потенциал ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного.
- Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
Продукт проекта:
- изготовленные маски персонажей русских народных сказок;
- книжки-малышки по мотивам русских народных сказок «Сказки на новый лад»;
- пополнение книжного уголка;
- драматизация по прочитанным произведениям.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
- консультация для родителей;
- оформление книжного уголка в группе;
- подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
-реализация плана проекта;
- составление с детьми правил чтения книг;
- изготовление масок сказочных героев и кукольного театра родителями совместно с детьми;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-драматизация и театрализация сказок с помощью кукольного спектакля и масок;
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- чтение сказок с детьми дома;
- подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление масок.
3. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
4. Пополнение содержания книжного уголка русскими народными сказками.
5. Внедрение новых форм работы с детьми.
6. Развитие читательской грамотности детей.
План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке»,
«Из какой я сказки», «Сказка за сказкой».
Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
Образовательная деятельность по сказкам «Зимовье зверей», «Жихарка», «заюшкина избушка».
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок.
Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:
«Русские народные сказки», Тематические
подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».
Сочинение сказок (с помощью родителей) ,«Я сочиняю сказку».
ОО «Познавательное развитие» Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
ОО Социально –коммуникативное развитие» Ремонт книг в книжном уголке.
Д/игры «Теремок», «Репка».
Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;
настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки».
ОО «Художественно –эстетическое развитие» Образовательная деятельность:
Инсценировка и драматизация сказок «Зимовье зверей», «Жихарка», «Заюшкина избушка».
Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями) и придумывание новых сюжетов по мотивам знакомых русских народных сказок.
Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов.
ОО «Физическое развитие» Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.
Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Работа с родителями Консультация «Знакомство со сказками».
Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.
Участие родителей в изготовлении масок и кукольного театра.
Заключение и оценка результатов проекта:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра и с использованием масок сказочных персонажей; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут еще более стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.