Анастасия Юрьевна Ветрова
Педагогический проект «В гостях у королевы Энергоберегини»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Педагогический проект «В гостях у королевы Энергоберегини»
Введение
Проект «В гостях у королевы Энергоберегини» разработан в рамках Всероссийского Фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче и рассчитан на создание педагогических условий для формирования и развития социально значимых ценностей в процессе воспитания и обучения дошкольников.
Публикация «Педагогический проект „В гостях у королевы Энергоберегини“» размещена в разделах
Реализация проекта позволяет не просто расширить объем знаний и умений дошкольника, но в совместной деятельности со взрослыми (педагогами и родителями) повысить интерес к естественнонаучным знаниям, сформировать любознательность, самостоятельность в объяснении явления энергии и энергосберегающей деятельности человека.
Паспорт проекта
Наименование проекта «В гостях у королевы Энергоберегини».
Разработчик проекта Воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»
г. Тимашевск Ветрова Анастасия Юрьевна.
Адрес учреждения 352700 Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дзержинского 1 Г
Предмет проектирования: Организация образовательной среды обеспечивающей расширение представлений детей об энергии и способах её сбережения.
Цель проекта Создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии.
Задачи проекта
1. Уточнить и расширить элементарные знания детей о различных видах энергии. Дать элементарные знания о способах её экономии.
2. Познакомить детей с правилами безопасного обращения с электрическими приборами.
3. Стимулировать у детей развитие чувство бережного отношения к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности дошкольников.
Вид проекта По доминирующему методу: информационно-творческий;
по характеру содержания: ребенок, природа, общество и его ценности;
по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата;
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
по количеству участников: фронтальный;
по продолжительности: краткосрочный (август-октябрь 2017).
Сроки реализации С 21 августа 2017 по 31 октября 2017 года.
Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»;
родители (законные представители) воспитанников группы, воспитатель: Ветрова Анастасия Юрьевна;
Ожидаемые результаты
Дети:
• замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
• знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
• могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
• знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
• являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
• испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.
Родители (законные представители) воспитанников:
Повысится уровень ответственности и компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей, приобщатся к совместной деятельности.
Пополнятся знания по энергосбережению. Будут беречь энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;
Проявится творчество, путем участия в праздниках и акциях по энергосбережению.
Повысится ответственное отношение к расходу энергоресурсов и воды. Будут стремиться к положительной оценке своих действий со стороны детей;
В совместном с ребенком деле укрепятся отношения с ним.
Педагог:
Повысит уровень компетенции и профессионального мастерства в вопросах экологического образования дошкольников.
Создаст атмосферу сотрудничества между детьми и родителями.
Примет активное участие в трансляции своего педагогического опыта педагогам МБДОУ Краснодарского края, ЧДОУ ОАО "РЖД".
Предметно-пространственная среда группы:
Значительно расширится образовательное пространство группы. Будет создан музей эволюции светильника «Рождения лампочки», дидактический и игровой материал: коллекции, альбомы, папки, детская литература, дидактические игры, рабочая тетрадь.
Трансляция проекта Информация на педагогическом совете ЧДОУ;
информация на сайте ЧДОУ;
внесение в банк данных ресурсного центра инновационной деятельности ОУ СКАВ жд - филиала ОАО «РЖД».
Издание методического пособия "Формирование элементарного энергосберегающего мировоззрения дошкольников"
Актуальность проблемы.
Несмотря на то, что Россия энергосбыточная страна, вопросы энергосбережения не оставляют её в стороне от всего мира. В результате нерационального использования энергоресурсов, в нашей стране положение становится все более и более напряженным. И, если в ближайшее время в энергетической политике страны не произойдут существенные изменения, то страна окажется в «лапах» энергетического кризиса. В рамках предотвращения глобальной энергетической катастрофы, была разработана Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
Образовательные учреждения нашей страны включились в работу по формированию элементарного энергосберегающего мировоззрения дошкольников. Задача каждого взрослого познакомить ребенка с понятием «энергия», рассказать, что энергоресурсы страны не безграничны, научить посильным способам экономии энергоресурсов.
Экологическое образование в данном процессе играет главенствующую роль. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является: к концу дошкольного возраста ребенок «обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт… обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»
Актуальность данного проекта подтверждает и «Приметная основная образовательная программа дошкольного образования»:
«В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
Взрослые совместно с детьми создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, творческую активность во всех видах детской деятельности, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.
Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если, то…».
Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой, светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
В сфере развития представлений в разных областях знаний об окружающей действительности
Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в …экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий»
Кроме всего вышеперечисленного для детей моей группы (6-7 лет) своевременность и интерес данного проекта определился через игру и экспериментирование. Интерес детей подтолкнул меня на создание проекта «В гостях у королевы Энергоберегини».
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап
Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта
Педагогическое наблюдение за развитием детей
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей.
Создание группы единомышленников среди родителей детей группы: личная беседа с каждым родителем.
Оформление выставки детских рисунков «Я знаю, как экономить энергию».
Создание памятки по энергосбережению на основе детских рисунков.
Участие в акции #ВместеЯрче. Распространение листовок среди жителей г. Тимашевска в городском парке культуры и отдыха.
Экскурсия в магазин электроприборов.
Создание в группе музея эволюции светильника «Рождение лампочки».
Встреча с интересной личностью – электриком.
Подбор материалов для творческих заданий для детей: раскрашивание, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование.
Разработка перспективного плана основного этапа проекта.
Разработка и описание бесед, игр, экскурсий, наблюдений, развлечений, экспериментов, занимательных заданий.
Разработка тематических уроков по энергосбережению.
Разработка квест-игры для дошкольников «В поисках Принцессы Лампочки».
Участие в дистанционном сетевом конкурсе детского творчества #ВместеЯрче.
Создание медиатеки: Сборник мультфильмов Фиксики «Все про электричество», Видеозаписи детской передачи Галилео. Выпуски: «Электричество», «Проводимость тока».
Подготовка рабочей тетради «В гостях у королевы Энергоберегини».
Подготовка интерактивных игр по проекту. Будет собран и систематизирован
необходимый материал для работы в данном направлении. Август
2017
Основной этап
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
- Реализация перспективного плана работы на учебный год.
- Проведение итогового детского игрового досуга. Реализуется поставленная цель и задачи проекта. Сентябрь 2017
Заключительный этап
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Итоговая педагогическая диагностика.
Анализ результатов проекта.
Анкетирование и опрос детей и родителей.
Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада; подготовка к печати методических рекомендаций «Формирование элементарного энергосберегающего мировоззрения дошкольников».
Оформление презентаций «Как мы знакомились с электричеством».
Фотоотчет «В гостях у королевы Энергоберегини».
Создание методического пособия для дальнейшей работы по формированию элементарного энергосберегающего мировоззрения у старших дошкольников" 2017-2018 учебном году. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно -образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. Проектом воспользуются педагоги ЧДОУ № 98 и других ОУ Октябрь
2017
Обеспечение проекта
Материально - техническое:
Аудио, медиа система (проектор, компьютер, экран) фотоаппаратура.
Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
Детская художественная литература
Методическая литература
Альбомы и папки по теме проекта
Дидактические игры
Описание мероприятий
Мультимедийные презентации
Интерактивные игры
В основу работы легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманнизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – «Я - часть природы. Я в ответе за все, что меня окружает».
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний об энергии, энергосберегающей деятельности человека.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций. Соблюдение требований к культуре показа презентаций
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
2. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
3. Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении: Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108-115.
4. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пос. М. : Пед. Об-во России, 2004.
5. В Интернете – Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективноси на период до 2020 года.
6. Раскраски для детей «Бытовая техника» С. Вохринцева.
7. Нефедова К. П. «Бытовые электроприборы. Какие они?»
8. Медиатека «Звуки электроприборов».
9. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград. 2008.
10. Голицына Н. С., Люзина Н. С., Бухарова Е. Е. «ОБЖ для старших дошкольников» Москва. 2010.
11. Нефедова К. П. «Бытовые приборы. Какие они?» Москва. 2003.
12. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки» Безопасность для малышей. – М. ; Книголюб, 2003.
13. Уроки фиксиков – Электричество.
14. Запись детской телепередачи Галилео. Выпуски: «Электричество», «Проводимость тока».