Ирина Тимофеева
Проект «В стране букв и звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад д. Алексеевка
Методическая разработка по подготовке грамоте детей дошкольного возраста
«За год до школы»
Проект «В стране букв и звуков»
Тимофеева Ирина Леонидовна,
воспитатель МАДОУ
детский сад д. Алексеевка
2016
Актуальность проекта
Публикация «Проект „В стране букв и звуков“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Таким образом, сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения. Главное место в обучении детей грамоте отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка.
Название проекта : «В стране букв и звуков» (обучение дошкольников грамоте)
Тип проекта : практический
Предметно - содержательная область: обучение грамоте
По деятельности участников проекта : практико-ориентированный
По продолжительности: долгосрочный
Сроки реализации проекта : январь – май 2016 года
Участники проекта : дети подготовительной подгруппы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет
Цель проекта : овладение дошкольников элементами грамоты, на которую можно опереться при обучении в школе.
Задачи:
формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
с помощью дидактических игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы способствовать развитию речи в целом;
развивать фонематический слух детей;
развивать у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
воспитывать любовь и интерес к чтению, родному языку;
повысить компетентность родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе
Гипотеза:
Если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу подготовки к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению к школе будет высоким
Ожидаемые результаты: после завершения проекта дети должны уметь :
хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
различать гласные и согласные звуки;
правильно ставить ударение в знакомых словах;
правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры
Мероприятия по обучению грамоте
Этап реализации проекта Мероприятия Сроки
I Этап
Подготови-
тельный
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательных документов по обучению дошкольников грамоте. Январь 2016 г.
-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование; Январь 2016 г.
Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по обучению грамоте и подготовке руки к письму, игр, канцелярских принадлежностей, схем. Январь -май 2016 г.
-Обобщить свой опыт по обучению дошкольников грамоте ; Январь -май 2016 г.
- Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий по обучению грамоте в детском саду; Январь, февраль 2016 г.
- Подобрать методическую литературу по обучению дошкольников грамоте; Январь, февраль 2016 г.
- Разработать серию тематических занятий по обучению грамоте; Январь, февраль 2016 г.
Сделать презентации к занятиям, дидактические игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме;
картотеку физминуток для закрепления звуков;
Январь, февраль 2016 г.
II этап -
Практи -
ческий Провести:
- родительское собрание
«Обучение грамоте детей будущих первоклассников»; Январь 2016 г.
-консультацию для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»;
«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;
Февраль 2016 г.
Март 2016 г.
- Оформить папки-передвижки:
«Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка»;
«Игры с буквами»; Февраль 2016 г.
Апрель 2016 г.
Привлечь родителей:
-к совместному участию творческом проекте «В стране букв и звуков» Январь 2016 г.
- Организовать работу с детьми по обучению грамоте в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности; Январь -май 2016 г.
Провести:
Дидактические игры:
«Веселый Язычок», «Собери слово»
«Эхо», «Кот в мешке»
«Где спрятался звук»,
«Подбери картинку к схеме», «Лишние слова», «Замки для звуков» и др.
Развитие мелкой моторики рук:
- игры с карандашом, крупой, бусами, игры со счетными палочками, шнуровка, пальчиковые гимнастики Январь -май 2016 г.
Организованная образовательная деятельность по перспективному плану (по Р. Х. Гасановой) Январь -май 2016 г.
«Домик для звуков» (по обучению грамоте в старшей группе); Февраль 2016 г.
«В гостях у Буратино» (по обучению дошкольников грамоте с использованием театрализованной деятельности); Март 2016 г.
«Космическое путешествие»
Апрель 2016 г.
Конкурс рисунков и поделок «Такие разные буквы»
Апрель 2016 г.
III Этап
Итоговый, обобщающий - Развлечение «В стране букв и звуков»;
Обобщён опыт по обучению грамоте;
Создана предметно-развивающая среда;
Изготовлены карточки-символы,
дидактические игры и пособия по грамоте;
Вызван интерес родителей к данной проблеме;
Май 2016 г.