Алена Костюркина
Педагогический проект «Технология «Скандинавская ходьба» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Технология «Скандинавская ходьба» для детей дошкольного возраста
Автор: Костюркина Алёна Игоревна,
воспитатель МДОУ «Детский сад №30 УКМО
г. Усть-Кут, Иркутская область.
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Технология „Скандинавская ходьба“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определё нные требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.
Цель: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья дошкольников
Задачи:
1. Укрепление здоровья
2. Развитие двигательных качеств
3. Воспитание самостоятельности
4. Воспитание привычек здорового образа жизни
5. Воспитание психических морально-волевых качеств
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, специалисты.
Длительность проекта - долгосрочный
Аргументация выбора данной техники :
- подходит для детей дошкольного возраста;
- практиковать ходьбу с палками можно круглый год, невзирая на погодные условия;
- ходьба по любой местности;
- позволяет достичь большого тренировочного эффекта;
- для заметного эффекта, достаточно всего несколько занятий;
- не имеет противопоказаний;
- не травмоопасна.
Ожидаемый результат
Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья.
Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре.
Улучшение внутрисемейной атмосферы.
Формы работы:
умение правильно держать и ставить палки;
обучение правильному дыханию;
обучение разными видам шагов;
закрепление изученного материала.
Этап первый подготовительный
мероприятие пояснение
Подготовка материальнотехнической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей) Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см.
Разработка комплекса подготовительных упражнений. В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки
Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность) Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.
Разработка информационнометодических материалов для работы с родителями (законными представителями). -Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». -Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы» : -Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды). -Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: - Дыхание – основа жизни (врач – реабилитолог); - Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду».
Разработка основного маршрута для ходьбы. Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте.
Разработка комплексов занятий 1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4занятия – закрепление разученного). Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть – разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий– осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.
Разработка учебного плана Количество занятий: в неделю - 1, в месяц - 4. в год – 48. Количество часов: в день -от 15 до 30 мин. ; в месяц - до 2 часов.
Этап второй: «Сбор сведений»
- анкетирование родителей;
- ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы;
- помещение информации в родительский уголок.
Этап третий: Подведение итогов
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет :
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения;
- перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног;
- наличие толчка палками;
-умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
Ожидаемый результат:
1. Сокращение числа ЧБД группе с 20% до 15%
2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
4. Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
5. Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
Результат работы
Чтобы проверить эффективность реализации технологии скандинавской ходьбы и внедрить её с 2021 года, дети старшей группы были разделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. Эксперимент длился 3 месяца: с октября по декабрь 2021года. В каждой подгруппе было по 11 детей. Занятия проводились согласно календарному планированию и сетке занятий 3 раза в неделю (2 занятия в зале и 1 на прогулке). Отличие занятий заключалось в том, что в систему занятий экспериментальной подгруппы была включена работа по обучению детей технике скандинавской ходьбы и включение этой техники в занятия на прогулке. В контрольной же группе занятия проводились по общепринятой методике, и соответственно без использования системы скандинавской ходьбы.
В сентябре месяце (перед началом эксперимента) (табл. 1, табл. 3) и в декабре (конец эксперимента) (табл. 2, табл. 4, было проведено тестирование по определению уровня развития физических качеств детей у обеих подгрупп с помощью специальных упражнений. Были обследованы следующие виды движений: ловкость, скоростно-силовые качества, тесты на гибкость (определение гибкости позвоночника).
Из сравнительных таблиц контрольной и экспериментальной групп на начало и конец эксперимента видно, что за 3 месяца у обеих групп отмечена положительная динамика по всем показателям физической подготовленности, но у группы, которая занималась скандинавской ходьбой она существенно выше.
Таким образом, повышение уровня развития физических качеств в экспериментальной группе, свидетельствует об эффективности использования технологии скандинавской ходьбы.
Использование скандинавской ходьбы в нашем учреждении – это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования.
Оценка уровня развития физических качеств детей контрольной группы на начало эксперимента (%)
Таблица 1
Оценка уровня развития физических качеств детей контрольной группы по завершению эксперимента (%)
Таблица 2
Оценка уровня развития физических качеств детей экспериментальной группы на начало эксперимента (%)
Таблица 3
Оценка уровня развития физических качеств детей экспериментальной группы по завершению эксперимента (%)
Таблица 4
Работая в течение года над проектом «Скандинавская ходьба», я убедилась, что такие занятия - эффективная и интересная форма работы ДОУ по укреплению здоровья детей и профилактике простудных заболеваний.
Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовки. Наблюдалась тенденция к снижению общей заболеваемости с 70% до 24,3%.
В ходе реализации проекта в МДОУ «Детский сад № 30 УКМО:
повышен образовательный уровень педагогов (мастер-классы, семинары-практикумы);
повышена заинтересованность и компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья детей, через организацию активных форм работы;
Проанализировав полученный опыт, я продолжила работу над проектом «Скандинавская ходьба», но уже с детьми подготовительной группы. Родители в данном начинании нас поддерживают, и уже с июля 2022 года мы с детьми занимаемся ходьбой.
Использование Скандинавской ходьбы в нашем детском саду - это попытка по новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Данным опытом работы я поделилась с коллегами, принимая участие в рамках Единого методического дня провела мастер-класс для педагогов Усть-Кутского муниципального образования по теме: «Эффективность использование Скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками», а так же с воспитанницей подготовительной группы получили сертификат участника в муниципальном и региональном этапе Всероссийской акции «Физическая культура и спорт- как альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Мой любимый вид спорта»
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания.
Литература
1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью- М: Астрель, Полиграфиздат, 2012 г. - 224 с.
2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/ Издательство - М: Питер- 2012 г. - 80 с.
3. Ярцева Е. Бег и ходьба- М : Издательский Дом Мещерякова - 2012 г. - 64 с.
4. Палагнюк В. Г. Финская ходьба с палками- М : Метод рекомендации. СПб. -2012.
5. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. – М:
СПб. - 2015.