Татьяна Грачева
Педагогический проект «Масленица» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Результаты
Выводы
Список литературы
Паспорт проекта
Тема проекта
«Масленица»
Творческое название
Автор: воспитатели
Тип проекта :
Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.
Участники проекта
Публикация «Педагогический проект „Масленица“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники среднего дошкольного возраста (4 года)
Сроки реализации:
01 февраля 2022г. – 6 марта 2022г.
Проблема:
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
Актуальность
Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека.
И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.
Объект
Народный праздник Масленица
Предмет
Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.
Гипотеза проекта
Если в группе создать благоприятные условия для проведения "Масленичной недели", проведение бесед на тему " Масленица", заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы представления о праздновании Масленицы.
Цель:
Знакомство детей с народным праздником Масленица.
Задачи:
• Дать первоначальные представления о празднике Масленица;
• Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;
• Воспитывать патриотизм, основанного на русских традициях;
• Обогатить духовный мир;
• Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника;
• Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с дошкольной группой.
Принципы реализации проекта
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации проекта
• Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
7. Выявление знаний детей о празднике «Масленица»
• Основной
Практический – в результате чего был реализован проект :
1. Коммуникативная деятельность
2. Восприятие художественной литературы
3. Музыкально-художественная деятельность
4. Восприятие произведений изобразительного искусства
5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
7. Развитие двигательной деятельности
8. Игровая и познавательная деятельность
9. Работа с родителями
• Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском празднике «Масленица» и проведение праздника "Масленица".
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта : подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, наблюдение, рассматривание иллюстраций, развлечение "Масленица".
Методы и приёмы реализации проекта :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риск проекта
• Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
• Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
• распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
• разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий;
• Организация мероприятий на базе дошкольной группы;
• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
• конспекты занятий;
• выставка детских работ;
• проведение праздника «Масленица»
Ожидаемый результат
1. Для педагога :
• освоение проектного метода
• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
• выбор формы реализации проекта.
• помощь в написании сценария по воплощению проекта.
• организация выставки детских рисунков;
• организовать праздник для детей по данной теме.
• помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание пословиц, считалок и закличек для выступления во время праздника "Масленица"
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Для воспитанников:
• формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
• познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
• участие детей в организации выставки рисунков;
• иметь представление о значении праздника в жизни человека;
• участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.
3. Для родителей:
• участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
• организовать в родительском уголке выставку рисунков к празднику "Масленица"
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
• пальчиковая игра «Солнышко», хороводная игра «Солнышко»
• беседы «Что такое Масленица», «Масленица», «Блины на Масленицу»;
• выставка детских работ: «Солнышко яркое» (поделка из бумаги); «Любимые блины»(лепка); «Блины» (рисование);
• заучивание закличек, пословиц, стихотворений, отгадывание загадок.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта :
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица» II этап: творческий (основной)
Коммуникативная деятельность
Беседа на тему «Что такое Масленица», «Масленица», «Блины на Масленицу»;
Беседа «Как отмечать Масленицу»
Музыкально-художественная деятельность
Слушание русских народных песен
Восприятие художественной литературы
Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица».
Восприятие произведений изобразительного искусства
Познавательно исследовательская и продуктивная деятельность
Поделка из бумаги:
«Солнышко»
Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
Рисование «Вкусные блины»
Лепка «Блины»
Рисование: «Солнышко»
Развитие двигательной деятельности
Подвижные и хороводные игры
Игровая и познавательная деятельность
Развлечение на улице «Масленица»
Работа с родителями
• Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
• Оформление площадки для проведения праздника Масленицы.
III этап: заключительный
1. Обобщение и анализ результатов работы;
2. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»;
3. Проведение праздника «Масленица»;
4. Подведение итогов работы над проектом.
Результаты работы:
1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны
2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других
3. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»
4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Повысились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
ВЫВОДЫ:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей среднего дошкольного возраста любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными и обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении фантазировать и мыслить.