Екатерина Ильина
Педагогический проект «Сундучок русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Тема педагогического проекта : «Сундучок русских народных сказок»
Категории участников проекта :
дети первой младшей группы (от 3 до 3,5 лет);
родители детей первой младшей группы;
воспитатель Ильина Е. С.
География педагогического проекта : МБДОУ Детский сад №2 г. Севска Брянской области.
Тип проекта :
По виду деятельности:. познавательно-продуктивный.
Публикация «Педагогический проект „Сундучок русских народных сказок“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (одна неделя).
По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие).
Срок реализации проекта : с 31 августа по 4 сентября.
Актуальность проекта
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [6, с. 35]. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. По мнению К. И. Чуковского цель сказки заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою [8, с. 159].
В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям элементарные морально-нравственные истины (дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают, зло наказуемо).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Положительные персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова [3]. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка не только воспитывает интерес к чтению, но и служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и данная проблема очень актуальна на сегодняшний день.
Цель проекта : открыть ребенку мир словесного искусства, воспитание интереса и любви к книге, чтению посредством сказок, а также приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Гипотеза заключается в предположении, что достижение цели проекта будет эффективным, если:
создать эмоционально-положительную атмосферу, направленную на достижение успеха в разных видах деятельности;
использовать формы и методы, способствующие развитию познавательной активности и формированию интереса к книге;
создать единое воспитательно-образовательное пространство в рамках семьи и детского сада, которое обеспечит формирование активной родительской позиции при приобщении детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта :
1. Образовательные
• обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов;
• совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог);
• формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя.
2. Воспитательные
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста;
• воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
3. Развивающие
• развивать познавательные и умственные способности детей; познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать;
• развивать коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу;
• развивать художественно-творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
Особенностями построения воспитательно-образовательного процесса на основе проектной деятельности во второй группе раннего возраста являются:
интеграция видов деятельности (речевое, физическое и познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие);
непосредственно – образовательная деятельность в ходе реализации проекта целиком проходит в форме игры, что приближает учебную задачу к интересам самого ребенка;
в процессе проведения проекта максимально используются анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный;
вся работа по проекту строится на совместной деятельности взрослых и детей;
учет неравномерности развития детей и опора на индивидуальные возможности каждого участника проекта;
постоянная действенная поддержка взрослого, доброжелательность.
эмоциональная включенность детей и поддержка их интереса к тому, что они делают, уважение к выбору самого ребенка.
Формы работы по проекту
• Чтение художественных произведений.
• Беседы и рассуждения с детьми.
• Чтение, инсценировка художественных произведений, рассматривание иллюстраций.
• Дидактические и настольные игры: «Что изменилось», «Кто в теремочке живет?», «Овощ или фрукт».
• Игровые упражнения, ролевые игры.
• Продуктивная деятельность: рисование, лепка.
Деятельность детей
• Знакомство детей с новыми литературными произведениями, чтение, показ-инсценировка знакомых стихов. Просмотр кукольных спектаклей и инсценировок.
• Изготовление поделок, рисунков к произведению. Формирование основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами литературных произведений, участие в совместных играх, умение изображать характерные особенности поведения персонажей.
Деятельность родителей
• Анкетирование родителей «Читаем вместе».
• Выставка «Любимая книжка моего ребенка»; заполнение странички в альбоме «Любимые герои сказок», «Любимые книжки и игрушки ребенка», «Любимые стихи ребенка».
• Выставка творческих работ, выполненных родителями вместе с детьми на тему «Самая интересная книжка».
Деятельность педагога
• Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме проекта.
• Подбор экспонатов, игрушек, дидактических игр и пособий.
• Подбор методической и художественной литературы.
• Составление тематического планирования на неделю.
• Проведение познавательных занятий, с целью обогащения знаний детей, побуждения желания принимать активное участие в данном проекте.
Практическая значимость заключается в том, что материалы разработанного проекта могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольного учреждения при организации образовательно-воспитательной деятельность детей дошкольного возраста.
В процессе реализации проекта предполагаются следующие результаты:
Знакомство детей с русскими народными сказками.
Активное проявление интереса к книгам.
Умение детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
Закрепление знания цветов во время дидактических игр.
Умение создавать в творческих работах образы прочитанного.
Обогащение предметно-развивающей среды при активном участии родителей.
Повышение активности родителей в жизни группы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«СУНДУЧОК РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
День недели Время проведения Краткое содержание
Раздел I. «Колобок»
31 августа
Утро 1. Чтение русской народной сказки «Колобок», обсуждение прочитанного.
2. Показ настольного театра «Колобок»
3. Рисование «Колобок»
Вечер 1. Развивающая игра «Из какой я сказки?»
2. Пальчиковая игра «Испеки мне колобка»
Раздел II. «Репка»
1 сентября Утро 1. Математическое развитие «Кто раньше, кто позже пришел вытаскивать репку»
2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт»
3. Игра-инсценировка «Репка»
Вечер 1. Игровая ситуация «Бабушка, дедушка и внучка в гостях у детей»
2. Дидактическая игра «Собери урожай»
Раздел III. «Курочка Ряба»
2 сентября Утро 1. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», обсуждение прочитанного.
2. Рисование «Зернышки для курочки Рябы»
3. Дидактическая игра «Собери предметы желтого цвета»
Вечер 1. Подвижная игра «Курочка и цыплята»
2. Дидактическая игра «Из какой сказки?»
Раздел IV. «Волк и семеро козлят»
3 сентября Утро 1. Математическая игра «Один, много, столько же» (по сказке)
2. Беседа «Домашние и дикие животные»
3. Дидактическая игра «Что изменилось»
Вечер 1. Игра-забава «Шла коза по мостику»
2. Чтение потешек «Идет коза рогатая», рассматривание иллюстраций
Раздел V. «Теремок»
4 сентября Утро 1. Физическое развитие «Теремок»
2. Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей»
3. Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»
Вечер 1. Игра-имитация «Кто как ходит?»
2. Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»
Итогом реализации данного проекта стало :
1. Обогащение предметно-развивающей среды группы при активном участии родителей:
оформлен альбом рисунков, выполненный детьми и родителями по литературным произведениям;
оформлена выставка самодельных книжек-малышек по выбранным произведениям;
в театральном уголке собран набор игрушек по содержанию русских народных сказок.
2. Пополнение методического материала:
выполнен подбор литературы;
составлен перспективный ежедневный план на период проектной недели;
выполнена подборка подвижных игр по литературным произведениям;
создан уголок методических рекомендаций и информаций по теме;
оформлен книжный уголок.
3. Повышение активности родителей в жизни группы.
4. Презентация выставки рисунков и поделок родителей и детей: «Сундучок русских народных сказок».
5. Награждение активных участников проекта благодарностями.
С помощью проекта достигнуты следующие результаты:
1. Благодаря полученным в ходе реализации проекта знаниям у детей обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками.
2. Дети стали намного активнее проявлять интерес к книгам. С желанием слушают чтение художественной литературы.
3. Повысился уровень взаимодействия между детьми, совместные со сверстниками игры стали более продолжительными.
4. Родители приняли активное участие в оформлении тематических выставок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая книга русских сказок [Текст] – М. : «РОСМЭН – ПРЕСС», 2011.
2. Вольвах, О. И., Смирнова, Н. С. Литературные проекты в ДОУ [Текст] / О. И. Вольвах // Воспитатель. - 2011 - №10 - С. 60-61.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А. М. Виноградова; под ред. А. М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1980 - 112 с.
4. Нечаев, В. Г., Маркова, Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаев, Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1984. - 272 с.
5. Никитина, О. А. Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками [Текст] / О. А. Никитина // Воспитатель. - 2013 - №1- С. 53-56.
6. Очерки по истории эстетического воспитания в русской педагогике второй половины XIX - начала XX века [Текст] / С. А. Аничкин. – МО РФ, Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и. ], 2003. - 111 с.
7. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Политическая литература, 1975.
8. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : Издательство Детской литературы, 1957. - 301 с.
Анкета для родителей «Читаем вместе»
Уважаемые родители! Нам важно знать:
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
• несколько книжных полок;
• книжный шкаф;
• стеллажи с книгами;
• другое.
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
• да;
• нет.
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
• каждый день;
• каждый вечер перед сном;
• когда попросит;
• иногда.
4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка.
___
5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?
• по просьбе ребенка;
• случайно;
• другое
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
• да;
• нет;
• иногда.
8. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
• да;
• нет;
• не знаю.
9. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
___