Наталья Мерзлякова
«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности, имеющей моральную ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений и главное, у него формируется эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру.
Публикация «„Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок“» размещена в разделах
Немаловажную роль в становлении художественно-нравственной личности ребенка играет чтение и обсуждение русских народных сказок. Сказка – любимый литературный жанр малышей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподнести ребенку высокие нравственные истины. Самой природой заложено в ребенке проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы постичь его, чтобы найти среди его сложностей свое место в жизни. И в этом плане сказка – один из лучших помощников ребенка. Сказка не только «мудрая ложь», но и игра, которая оказывает на малыша духовно-нравственное влияние, пробуждает в нем чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисует в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка, вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность героев обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых высмеивается такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусость, глупость, жадность.
Во многих русских сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и разнообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает дошкольникам взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным героям, а сказочные персонажи дают представление о морали, справедливости.
Эмоциональное проявление детей после знакомства со сказкой показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.
У детей развивается сознательное отношение к делу, воспитывается чувство ответственности, уважение к окружающим, чувство человечности, мужества.
Русские народные сказки – это школа развития вышеперечисленных чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Сказка для ребенка – это не только вымысел, фантазия – это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Слушая русские народные сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказки выражают душу детей духовно-нравственной энергии, поэтому важно создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытание ребенком во время чтения сказки, проявлялись в окружающей реальности.
Возникающие у детей добрые чувства, необходимо развивать, поддерживать, предоставляя ребенку возможность действовать. Педагогам следует позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении русских народных сказок, нашли отражение в жизни. Читая детям русские народные сказки, педагоги активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.