Ирина Ивановна Литвинова
Педагогический проект «Стена-музей «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. N 1155) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Публикация «Педагогический проект „Стена-музей „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей.
Одним из основных средств художественно-эстетического в воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н. Н. Подъякова; Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребё нка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат
Тема: Народные промыслы России (творческий, долгосрочный)
Цель проекта : Развивать творческие, художественно-эстетические способности старших дошкольников, гордость за то место, где они живут.
Задачи проекта :
-Развивать свободную творческую личность ребенка.
- Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края.
-Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа.
-Обогащать детей новыми знаниями
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через музыку, поэзию, восприятие картин и объектов народных промыслов России.
Участники проекта
-Старший воспитатель
-Логопед
–Воспитатели
-Дети среднего и старшего дошкольного возраста,
- Родители.
Принципы построения педагогического проекта.
1. Принцип достоверности
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о промыслах России, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Основные этапы проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
- работа над частями проекта;
4. Подведение итогов - коллективная реализация проекта,
его демонстрация.
– определение задач для новых проектов.
Распределение деятельности по этапам проекта.
1 этап.
Деятельность педагога
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется
и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу
Деятельность детей
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
Деятельность педагога
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
Деятельность детей
5. Объединение детей в рабочие группы
6. Распределение амплуа.
3 этап
Деятельность педагога
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
Деятельность педагога
9. Подготовка к презентации.
10. Презентация.
Деятельность детей
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности – создание в ДОУ стена- музей народных промыслов России
Условия реализации проекта
Сегодня детский сад находятся в условиях непрерывного развития. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Одной из задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей, обладающих наиболее высокими художественными – эстетическими возможностями.
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему художественно-эстетического воспитания и организацию творческой деятельности детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания творчество понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого творческого пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной творческой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого творческого пространства. Такой подход позволяет реализовывать педагогические инновации в области проектирования и разработки творческой деятельности в специально созданных условиях.
Работа с воспитанниками:
Старший дошкольный возраст.
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие творческого мышления;
развитие творческого воображения;
развитие коммуникативных навыков,
развитие познавательных способностей.
Задачи :
Развивать творческие способности, поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Художественно-эстетическое развитие:
углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке
Социально-коммуникативное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
Речевое развитие:
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям
Методы проектной деятельности :
-познавательно-игровые занятия
-целевые прогулки
-экскурсии
-наблюдения
-беседы
-праздники и развлечения
Работа с родителями.
Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала для создания стена-музей «Народные промыслы России»
Работа с педагогами.
Повышение педагогического уровня ·
Активность в работе по проекту :
-консультации для родителей;
- сбор и систематизация информации о различных промыслах поселка;
- создание в группе условий для реализации проекта : выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;
-тематические выставки рисунков детей;
-тематические выставки поделок
Проведение бесед, тематических занятий.
Разучивание стихов, песен, народых игр.
Участие в создании и подготовке сценариев.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров России помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Резьба по дереву (домовая резьба, игрушка)
Роспись по дереву
Богородская игрушка.
Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.
Глина
Посуда
Игрушка
Гжель, Дымково т. д.
Роспись по металлу
Ткань
Вышивка
Кружевоплетение
Золотое шитьё
Резьба по кости (ларцы, гребешки)
Скульптуры из кости.
Бумага, картон
Папье-маше (шкатулки, коробочки)
Лаковая миниатюра