Елена Семенова
Педагогический проект «Слонята о ребятах»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Слонята о ребятах».
Тип проекта : коррекционно-игровой, групповой, продолжительный, в рамках ДОУ.
I этап.
Актуальность:незрелость эмоционально- волевой сферы является одним из ведущих признаков ЗПР, из-за чего такие дети не способны к длительным (в течение занятия) волевым усилиям и сосредоточенности, поэтому формирование эмоционально волевой сферы детей с ЗПР должно обозначаться как центральное звено в системе психолого-педагогической работы. В то же время детям дошкольного возраста свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми.
Публикация «Педагогический проект „Слонята о ребятах“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель: коррекция поведения и развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей группы.
В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- воспитывать у детей потребность в доброжелательном общении со сверстниками и взрослыми (развивать и корректировать коммуникативные качества личности);
- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением, научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;
- учить детей распознавать и называть свои и чужие эмоциональные состояния и реакции;
- развивать способность анализировать свои и чужие поступки;
- способствовать формированию личного позитивного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, стимулировать его гуманные чувства, способность сопереживать;
- обогащать активный словарь детей выражениями словесной вежливости;
- учить понимать и использовать невербальные способы общения.
- развивать произвольное управление поведением;
- стимулировать приоритетное развитие ведущей (правой) руки и активизировать работу соответствующего полушария головного мозга.
Участники: учитель-дефектолог, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Срок: 1,5 года.
Предполагаемый результат: снижение уровня агрессивности среди детей группы, оптимизация качества общения детей со сверстниками и взрослыми, повышение педагогической компетентности родителей по вопросам формирования положительных личностных качеств детей.
II этап – разработка проекта.
1. Подбор и изучение методической и научно-популярной литературы.
2. Изготовление атрибутов.
3. Подбор музыкального сопровождения.
4. Разработка комплексов упражнений и игр для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
III этап – реализация проекта.
Реализация I части проекта, включающую в себя 14 комплексных занятий, запланирована на период с февраля по май 2008 года.
Реализация II части проекта, включающую в себя 14 комплексных занятий, уже знакомых детям, и повторения наиболее актуальных занятий в данный момент, запланирована на период с октября 2008 по май 2009 года.
Учитель- дефектолог проводит комплексное занятие по четвергам еженедельно.
Родители, руководствуясь информацией в уголке для родителей, каждый четверг проводят дома беседу с ребенком по теме занятия.
IV этап – презентация проекта.
Презентация проекта состоялась в «Школе для заботливых родителей».
Участники презентации: учитель- дефектолог, родители воспитанников, сотрудники детского сада.
План презентации.
1. Выступление учителя- дефектолога перед родителями и коллегами о значении коррекции и развития эмоционально- волевой сферы детей, об актуальности этой работы в группе.
2. Демонстрация функций атрибута- образца, изготовление которого необходимо для осуществления проекта.
3. Обсуждение с родителями способа выполнения перчаточной куклы-слоненка, материалы для его изготовления.
4. При подведении итога собрания решили продолжить совместную с родителями работу по проекту, информационную связь осуществлять через родительский уголок.
Литература.
1. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2005.
2. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. -М. :2000.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. -Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. : Просвещение, 1990.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. -М, : Аркти,1999.
6. Дубина Л. Т. Развитие у детей коммуникативных способностей. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, №11, 2004.
7. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. -М. : Плэйт, 2004.
8. Семенака С. И. Уроки добра. -М. : Аркти, 2002.
9. Сиротюк А. Л. Как развивать коммуникативные способности. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2006.
10. Фоменко Е. А. Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. -М. : Первое сентября, 2003.
11. Шишова Т. Л. Застенчивый невидимка. -М. : Искатель, 1997.
Содержание занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Занятие 1. Как слоненок учился просить игрушку.
Цели: 1 научить ребенка словесно выражать свое желание.
2 заучить фразу: «Дай, пожалуйста».
3 учить преодолевать замкнутость, пассивность, скованность.
Порядок проведения. Слоненок пытается взять игрушку: «Дай, хочу!». Остается без игрушки. Дети-слонята объясняют, почему слоненок не получил игрушку, советуют, как надо поступить. Разыгрывается ситуация, в ходе которой дети заучиваю слова «дай, пожалуйста». Дети упражняются в использовании этих слов.
Подвижная игра «Медвежата». Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Взрослый рассказывается ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.
Занятие 2. Как слоненок брать чужие вещи перестал.
Цели: 1 помочь детям проанализировать поступки слоненка.
2 воспитывать неприятие подобных поступков.
3 учить преодолевать замкнутость, пассивность, скованность.
Порядок проведения. Слоненок тайком забирал вещи других слонят, складывал их к себе в перчатку. А играть ими не мог – слонята увидят, заберут свои вещи. Да и перчатка раздулась – тяжело ходить стало. Дети объясняют, почему так поступать нехорошо. Предлагают вернуть игрушки владельцам, играть ими всем вместе.
Подвижная игра «Насос и мяч». Один из участников становится насосом, другие мячами. Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущая вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок, и взрослый. Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой – мячом, затем они меняются ролями. Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
Занятие 3. Как слоненку попроситься в игру.
Цели: 1 продолжать учить детей устно выражать свои потребности.
2 учить выражать дружелюбие невербальными способами.
3 заучить фразу: «Я хочу с вами поиграть».
Порядок проведения. Слоненок хочет поиграть с другими слонятами. То толкнет, то стукнет, то игрушку бросит, то крикнет. Потом заплакал. Почему слонята не берут его в игру? Что же он делает неправильно? Понимают ли другие его желание поиграть с ними? Дети объясняют, как нужно попроситься в игру, заучивают фразу: «Я хочу с вами поиграть».
Игра «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.
Занятие 4. Как слоненок правильно сердился.
Цели: 1. учить определять и называть свое эмоциональное состояние.
2. продолжать учить замечать и различать выражение различных эмоций у себя и у окружающих.
3. учить проявлять агрессию социально приемлемыми способами.
Порядок проведения. Слоненок рассердился (проглотил сердитку). Каша была невкусная, на улице дождь. Он толкает, щиплет, кусает слонят. Потом удивляется, почему слонята не хотят с ним дружить. Ему же хочется толкать их! А слонятам так «играть» интересно или неприятно? Что же можно бить и толкать? Может, лучше будет бить и толкать боксерскую грушу или подушку? Попрыгать или громко покричать? Попить воды? Слонята сочувствуют обиженным, предлагают слоненку «выпустить сердитку», которую он проглотил.
Игра «Кулачок». Дать ребенку в руку мелкую игрушку или конфету и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Подвижная игра «Боксеры» с боксерской грушей.
Занятие 5. Как слоненок научился извиняться.
Цели: 1. научить ребенка оценивать свой поступок.
2. заучить слова «извини меня, пожалуйста».
3. воспитывать сочувствие к пострадавшему, желание помочь.
Порядок проведения. Слоненок добрый, но иногда бывает неуклюжим. Смотрит в сторону, одному на ногу наступил, другом на хобот, третьему ухо поцарапал. Он же не хотел никого обижать, а слонята этого не знают. Сердятся, обижаются. Что же сказать, если все-таки ты виноват? Дети заучивают слова-извинения.
Подвижная игра «Не скажем, а покажем». Одного ребенка выводят из группы. Дети под руководством взрослого договариваются имитировать различные движения. Ребенок после возвращения в группу наблюдает имитацию и отгадывает, что задумали дети.
Занятие 6. Как у слоненка появился добрый колпачок.
Цели: 1. воспитывать желание быть добрым.
2. регулировать поведение ребенка с помощью внешнего атрибута.
Порядок проведения. Жил-был обычный слоненок, только с колпачком на голове. Он помогал слонятам застегнуть пуговицу, завязать шарфик. Если кто-то плакал, успокаивал его. Слоненок не обижал детей, животных. Он был добрым. А у добрых слонов и людей на голове всегда добрые колпачки, даже если их не видно. Слонятам предлагается несколько конфликтных ситуаций. Как можно решить их «по-доброму»? За «доброе» решение – добрый колпачок.
Подвижная игра «Поводырь». Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущих водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. Это упражнение вызывает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Занятие 7. Как у слоненка язычок перестал повторять обидные слова.
Цели: 1. помочь детям проанализировать поведение персонажа, дать ему оценку.
2. воспитывать желание игнорировать грубые слова (мои уши для этих слов закрыты).
Порядок проведения. Жил слоненок. А язычок у него был злой. Он говорил плохие, обидные слова: «БАМ, БАМ, БАМ!». Всем говорил, громко и тихо. Когда играл и когда ел. И удивлялся, почему же он эти слова один говорит. А другие слонята ушки закрыли. Они не хотели, чтобы их язычки стали злыми. Слоненок все хорошие слова, говорил только плохие. И никто его не слушал. Что ж сделать слоненку, чтобы его слышали? Почему не нужно слушать и повторять плохие и злые слова? Куда же деть злые слова? Может, выбросить?
Подвижная игра «Улиточка». Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:
«Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Угадай, кто я?
Тот, чей голос водящий угадал, сам становится улиточкой.
Занятие 8. Как слонята игрушку делили.
Цели: 1. продолжать учить ребенка словами выражать свое желание, обращаясь к собеседнику.
2. заучить фразы «давай играть вместе», «давай играть по очереди».
Порядок проведения. Захотели два слоненка поиграть одной игрушкой. Тянут ее каждый к себе, бумажная машинка ломается (разрывается). И самолет ломается, и книжка рвется. Ими уже нельзя играть, слонятам обидно. Может, лучше заучить нужные фразы и не забывать пользоваться ими?
Подвижная игра «Угадай, про кого я скажу».
Занятие 9. Как слоненок перестал жадничать.
Цели: 1. помочь детям дать оценку поведения персонажа.
2. заучить фразу «поиграй, потом отдай мне».
Порядок проведения. Принес слоненок в детский сад машину. И еще в саду машинку взял. Потом взял красивый мячик и куклу. Никому не дает. Завалил себя слоненок игрушками. И другой слоненок тоже. Игрушек много, а играть не хочется. Что же сейчас делают слонята? Как им перестать жадничать? Одному скучно играть даже с самой интересной игрушкой.
Подвижная игра «Сиамские близнецы». Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает бинтом правую руку одного партнера с левой рукой другого. Дети выполняют задания. Пройтись по группе, повернуться, присесть, привести что-то. Вариант 2. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.
Занятие 10. Как слонята помогли солнышку и получили лучики доброты.
Цели: 1. продолжать воспитывать желание помогать друг другу.
2. регулировать поведение ребенка с помощью внешнего атрибута.
Порядок проведения. Солнышко закрыто сердитыми тучками. Надо развеселить тучки, чтобы они выпустили солнце. Слонята предлагают, как можно развеселить тучки. Тучки расходятся, солнышко согревает слонят. Солнышко дарит слонятам лучики доброты.
Игра «Пиктограммы». Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
Занятие 11. Как слоненок перестал обманывать.
Цели: 1. помочь детям оценить поступок персонажа.
2. воспитывать желание говорить правду, смелость.
Порядок проведения. Пошел слоненок на рыбалку, сидит, рыбку ловит. Стало ему скучно. Решил обмануть слонят. «Караул, в лесу пожар!» «Помогите, лиса мою рыбку унесла!» «Смотрите, дерево с синими листьями!» Когда же слоненок упал в ямку, он долго не мог выбраться. Никто не шел на его зов, потому что думали, что он опять обманывает.
Подвижная игра «Паровозик». Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде «станция» останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.
Занятие 12. Что делать слоненку, которого толкнули?
Цели: 1. учить волевым усилием сдерживать ответную негативную реакцию (с помощью заученного выдоха).
2. упражнять детей в ответном вдохе-выдохе.
Порядок проведения. Слонята иногда толкают друг друга. Надо ли толкать другого слоненка в ответ? Может, заплакать? Тогда все будут друг друга толкать и плакать. Что же делать? Подышать и посчитать до десяти. Можно спросить: «Почему ты меня толкнул?»
Подвижная игра «Давайте поздороваемся». Играющие по сигналу ведущего (взрослого) хаотично двигаются по группе, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Здороваются, прикасаясь руками, потом плечами, потом спинами, потом носами, потом ушами.
Занятие 13. Почему слоненок сегодня грустный?
Цели: 1. учить замечать, различать и называть выражение эмоций у окружающих.
2. воспитывать желание помочь.
3. заучить фразу: «Почему ты грустный?»
Порядок проведения. Слоненок тихо поздоровался, он не улыбается, почти плачет. В игрушки не играет. Вам жалко слоненка? Что с ним могло случиться? Надо спросить, почему он грустный сегодня. Мама уехала, дождик на улице, новая перчатка потерялась. Чем можем помочь слоненку? Перчатку поищем, достанем зонтик (без дождика осени не бывает, а мама приедет с подарками. Пока поиграем в интересную игру.
Игра «Менялки». Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Взрослый говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и. т. д.») После этого имеющие названный признак должные быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
Занятие 14. Чего боится слоненок?
Цели: 1. выявить страхи ребенка.
2. учить ребенка избавляться от страха с помощью внешних атрибутов и действий.
Порядок проведения. Чего боится слоненок? Может собаки? Темноты? Грозы? А чего боятся другие слонята? Надо ли всего бояться? Куда деть свои страхи? Завернуть в бумажки, смять, порвать и выкинуть.
Игра «Волшебник». Волшебник (ведущий) заколдовывает остальных детей так, что они начинают выполнять только его команды. Сначала он дает команды словесно и подкрепляет их действием, потом ограничивается только словесной командой.