Альбина Юсуповна Капитуллаева
Педагогический проект по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Публикация «Педагогический проект по экологии» размещена в разделах
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организацияпроектной деятельности. Участие в экологических акциях, работа сприродным материалом, участие в играх и соревнованиях - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающейприроде родного края. Мною был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение кприроде; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я -природа" до " Я иприрода".
Большинство современных детей редко общаются сприродой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях.
Изучать их можно в процессепроектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательныенавыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение кприродестали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование-актуальная и главная задача для педагога дошкольного образования.
Актуальностьпроекта
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящеговремени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей впроекте «Мастерская природы»позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников оприроде и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Проектнаправлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что такоеприродный материал, как с ним работать, и как можно его использовать в творческих целях.
Цельпроекта
Формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении кприродечерез различные видыдеятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видамиприродного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок изприродного материала;
- научить изготавливать картины из песка и фигурки животных из камней;
развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к мируприроды; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение кприроде, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Девиз проекта :
«Природа – наш главный вдохновитель».
Возраст детей: 6-7 лет.
Сроки реализации: 3 месяца (декабрь 2016- февраль 2017).
Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники подготовительной группы № 7, родители.
Тип проекта :– исследовательско-творческий
Обоснованностьпроекта :
Проект «Мастерская природы»позволит не только закрепить на практике теоретические знания оприроде и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данныйпроектпоможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Перспективность:
Работа сприроднымматериалом всегда будет актуальна. Мы планируем на протяжении пяти лет работать над этой темой, совершенствовать знания оприродномматериале и технике работы с ним.
Для достижения поставленных целей и задач, нами были использованы следующие методы, пути и приемырешения:
• Использование дидактических и наглядных материалов.
• Развлечения, досуг.
• Дидактические, подвижные игры.
• Творческая деятельность: оформление буклетов, создание картин из песка; поделки из камня; рисунки на песке, поделки из природных материалов.
• Экскурсии и целевые прогулки.
• Беседы познавательного характера.
Ресурсы:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализациипроекта, разработка нового содержания методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализациипроекта).
3. Обеспечение материально-технических условий (групповая комната, прогулочный участок группы, оборудование).
4. Обеспечение временных условий (проектявляется среднесрочным, так как его продолжительность составляет 3 месяца)
Перспективный план мероприятий
1 этап. Подготовительный
Сбор информации, просмотр иллюстраций;
Подборка литературы;
Создание экограда на тему: «Берегите землю» и лэпбука;
Проведение веселых стартов;
Проведение экологической викторины «Человекприродедруг-это знают все вокруг».
2 этап. Экспедиция
Сбор и рассматриваниеприродного материала;сортировка собранного материала по определенным признакам;
Беседа на тему «Природа – мастерица»;
Проведение опытов с песком и камнем;
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания ребёнка»;
Познавательное чтение «Легенды и мифы о песке».
3 этап. Игры с песком, песочные картины
Игры с песком;
Просмотр иллюстраций «Рисунки на песке»;
Строительство песочного городка;
Консультация для родителей «Песок в быту»;
Чтение стихов и загадок о песке.
Подборка иллюстраций для песочной картины; рисование песочной картины;
Игры с мокрым песком;
Беседа с детьми на тему «Где используют песок?»;
Проведение веселых стартов «Защитники природы».
4 этап. Такие разные камни
Рассматривание камней, найденных в экспедиции на 2 этапе;
Рассматривание иллюстраций;
Чтение мифов и легенд о камнях;
Подборка литературы о камнях;
Рассматривание иллюстраций с драгоценными камнями и изделиями из них;
Беседа с детьми на тему «Где используют камни»;
Проведение опытов и игр с камнями.
5 этап. Живые камни
Подготовка камня для дальнейшего использования;
Рисование на камнях;
Изготовление из камня поделки;
Просмотр иллюстраций на тему «Рисование на камнях, поделки из камней»;
Работа с родителями на тему:«Поделки из камней и других природных материалов»;
Беседа с детьми на тему: «Использование камней в быту».
6 этап. Заключительный
Подведение итогов проекта;
Выставка детского творчества (поделок из природных материалов).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ТЕМУ: «МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ».
№ Реализуемые мероприятия Интеграция образовательных областей Сроки
1.
2.
3.
4. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за окружающей неживой природой.
Создание экограда «Берегите Землю».
Экологическая викторина : «Человек природе друг – это знают все вокруг».
Весёлые старты Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное и коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие 1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.
2.
3.
4. Беседа на тему «Сравнение песка и камней».
НОД Ознакомление с окружающим миром «Неживая природа».
Дидактическая игра «Ящик ощущений».
Рассматривание коллекции камней. Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Опыты с песком и камнями.
НОД Развитие речи. Пословицы и поговорки о камнях.
Загадки о песке.
Беседа на тему: «Природа – мастерица». Познавательное развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Речевое развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Развивающая игра «Найди животных в песке».
Познавательное чтение «Легенды и мифы о песке».
Пословицы и поговорки о песке.
Просмотр иллюстраций «Рисунки на песке». Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие 4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Беседа на тему «Где используют песок».
Рисование песочной картины.
Весёлые старты «Защитники природы».
Чтение рассказа «Песок и камень». Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие 1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Я
Н
В
А
Р
Ь
1.
2.
3.
4. Игры с мокрым песком.
Беседа «Песок в быту».
НОД Рисование «Картины из клея и песка».
Рассказ о пустыне и её обитателях. Сенсорное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Экскурсия по территории детского сада. Сбор камней для поделок.
Беседа на тему «Какие бывают камни».
Развивающая игра «Камень, ножницы, бумага».
Рассматривание иллюстраций драгоценных камней и изделий из них. Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Трудовой десант «Подготовка камней (мытьё, сушка).
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Развивающая игра «Какая команда перенесёт больше камней в корзину».
Пословицы и поговорки о камнях. Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Беседа на тему «Где используют камни».
Опыты и игры с камнями.
Развивающая игра «Отгадай, что в руке».
Чтение мифов и легенд о камнях. Познавательное развитие
Сенсорное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие 1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1.
2.
3.
4. Беседа на тему «Использование камней в быту».
Развивающая игра «Прыгаем с камня на камень в реке».
НОД Рисование «Рисование на камнях».
Сказки о камнях. Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. НОД Аппликация «Изготовление поделки из камня и бумаги».
Развивающая игра «Что тяжелее, что легче».
Рассказ о каменном угле, алмазах и их происхождении.
Чтение произведений о природе. Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Беседа «Что мы узнали о песке и камнях».
Рассматриваниелэпбука.
Развивающая игра «Море волнуется раз».
Изготовление и выставка поделок из природных материалов. Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие 4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Непосредственная реализация проекта
Подготовительный этап
Во время прогулки Марат у меня спросил: «Вот песок такой серый, им не интересно играть, и из него можно слепить только куличики?», остальные дети присоединились к ее вопросу. Они думают, что с песком играть не интересно, и что он не может быть другого цвета, а только серым и невзрачным.
Мы решили провести собственное исследование о том, какой может быть песок, из чего он сделан. Так же для исследования мы взяли камень, так как он является одной из составляющей песка.
В началепроектнойдеятельности проводится оценка начальных знаний детей с использованием обсуждения и направляющих вопросов. Выяснилось, что дети не знают, что можно сделать из песка и камней, они не знают, что его можно использовать для самых различных игр.
Мы подобрали литературу, изучили информацию. Из литературы мы узнали, что,природа – мастерица на все руки. Человек постоянно берет идеи изприроды, вдохновляетсяприродой. Природа – это мастерская, и храм, и часть нас.
1 этап. Сбор информации.
Через самостоятельный поиск информации узнали, чтоприродас рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.
Глядя на созданиеприроды, человек всегда брал их основную идею. Природа - величайший мастер. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Всю эту красотуприродыможно сохранить в работе сприроднымматериалом и выразить в декоративно – прикладном творчестве.
В ходе 1 этапа нами был создан экоград натему:«Берегите Землю!»; также были проведены веселые старты, экологическая викторина натему :«Человекприродедруг – это знают все вокруг», в которой дети показали свои знания о том, как человек помогаетприроде и как вредит, так же дети сказали, какие поступки нельзя совершать в отношенииприроды.
Несмотря на зимнее время недостатка в природном материале мы не испытывали. Ведь камни и песок окружают нас и лежат под ногами. Именно сейчас есть время подумать о создании сказочных, волшебных картин, различных поделок из камней и песка.
Взавершении 1 этапа мы сделали вывод, что люди забывают о том, чтоприрода- их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Узнали, чтоприрода– это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдаяприроду, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
2 этап. Экспедиция.
Задача: Побуждать детей пополнять запасыприродного материала. Учить видеть в обычном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.
Воспользовавшись ясной погодой, мы отправились на экскурсию по территории детского сада, чтобы собрать необходимую коллекцию изприродногоматериала для дальнейшего исследования и творчества. Даже опавшим листочкам, сломанным веточкам, засохшей траве можно найти применение, но для дальнейшей работы выбрали самое необходимое длянас: камни и песок.
В ходе второго этапа нами создана картотека «Игры с песком и камнями», проведена беседа на тему «Природа- мастерица», в которой мы разговаривали о необычномприродном материале, что из него можно сделать, где его использовать. Проводили опыты с песком и камнями. Прочитали познавательные рассказы «Мифы и легенды о песке». Провели песочную терапию.
Мы сделали вывод, что вприроде нет ничего лишнего. Все, что дает намприрода надо использовать, но в разумных количествах.
3 этап. Игры с песком, картины из песка
Задачи.
Учить детей использовать технику рисования песком, развивать творческие способности и фантазию детей, побуждать к поиску собственных решений.
Играя на участке, мы с детьми рассматривали песок. Нам было интересно, как он стал таким, какой он сейчас. Из книг мы узнали, что, когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы, они называются песком.
Песок для детей является неким средством для игры. Они привыкли делать из него куличики, рыть ямы, поливать водой и т. д. А благодаря книгам мы узнали, что песок — очень полезный материал. Он употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды. Так же песок используют для творческих работ. Мы с детьми просмотрели иллюстрации «Рисунки на песке», о том какие картины можно создавать при помощи песка и нас это очень вдохновило. Нам очень понравилось рисовать на песке. Подготовили информацию для родителей на тему «Песок в быту», читали стихи и загадки о песке, строили песочные городки.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что песок - это незаменимый материал при строительстве, в хозяйстве и в творчестве.
Игры с небольшими или сыпучими предметами хорошо развивают мелкую моторику. Творчество благотворно сказывается на развитииребенка: дети учатся видеть и создавать красоту. Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются очень красивыми.
Для начала мы подобрали иллюстрации для песочных картин. Для дальнейшей работы с ней мы ее распечатали. Положили картинку на стол, намазали клеем ПВА и осторожно тоненькой струйкой посыпали песок.
Когда клей высыхает, осторожно стряхивали лишний песок на клеенку. Получается очень красивая, необыкновенная и оригинальная картина. Работа с песком доставляет детям большое удовольствие. Готовые работы были выставлены для родителей в раздевалке группы.
Провели беседу с детьми на тему «Где используют песок», веселые старты «Защитникиприроды».
Из этого можно сделать вывод, что песок – очень полезный предмет для творчества, так как работая с песком развивается мелкая моторика рук, внимание, воображение, эстетический вкус и чувство композиции.
4 этап. Такие разные камни
Задача.
Обратить внимание детей на разнообразие камней, встречающихся нам в жизни;
На прогулке мы с детьми рассматривали найденные нами в экспедиции камни. Из литературных источников мы узнали, что камень – это так же обломок горной породы. Камень, так же, как и песок широко используется в строительстве, в хозяйстве. При рассмотрении камней вместе с детьми, мы обращали внимание на красоту камней, их размер, цвет, фактуру. Обратили внимание на то, что камень меняет цвет в зависимости от того, сухой он или мокрый, лежит в тени или на солнечной стороне. Сравнивали камни по весу, по окраске.
Из источников мы узнали, что есть и драгоценные камни, которые используются в ювелирном деле. Беседовали с детьми на тему «Где используются камни», проводили опыты и игры с камнями.
Для дальнейшей нашей работы мы вымыли камни и просушили их.
Подводя итог полученной информации данного этапа, сделали вывод, что камень тоже, как и песок является незаменимым компонентом при строительстве, в хозяйстве и быту.
5 этап. Живые камни
Задачи.
Развивать фантазию, воображение детей. Побуждать изображать по представлению доступными средствами (камни разные по цвету и размеру, клей, краски);
Дети редко используют камень для своего творчества, хотя такой материал очень долговечный, стойкий и прочный, с ним легко работать. Чаще всего детские поделки из камней ограничиваются его разрисовыванием красками.
Выполнять поделки вместе с детьми не только интересно и весело. Занимаясь творчеством, ребенок развивается духовно, морально, эстетически.
С детьми мы просматривали иллюстрации на тему «Рисование на камнях, поделки из камней», так же дали задание родителям принести поделки из камней и других природных материалов, беседовали с детьми на тему «Использование камня в быту», а также проводили конкурс на самую высокую башню из камней.
Для дальнейшей работы мы вымоли камни мыльно-содовом растворе, и просушили их. Мы с детьми попробуем оживить наши камни и превратить их в интересные и забавные поделки.
Например, заготовленные заранее шаблоны лапок и головы лягушки с помощью клея ПВА наклеили на наши камни. Гуашью разрисовали спину, и наш камень стал живым. Детям очень понравилось это занятие. Когда поделки были готовы, они стали сними играть, разговаривать с ними.
Из этого можно сделать вывод, что такой, с виду невзрачный камень, может стать такой интересной и красивой игрушкой для детей. Стоит только захотеть.
Заключительный этап
Благодаря исследовательской работе, дети узнали, что вприроде нет ничего лишнего. Природа– это наш дом и нам его надо беречь и охранять. На протяжении долгого времени человек воспринималприроду как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Необходимо беречь мир, в котором мы живем. Благодаря работе дети узнали, что из таких невзрачных, казалось бы, песка и камня получаются очень интересные, красивые поделки и картины, стоит только приложить чуточку терпенья, вдохновенья и творчества.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Дети:создание картотеки; выставка творческих работ; экоград; лэпбук;
Расширение представлений оприродном материале, о неразрывной связи человека иприроды.
Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения вприроде.
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка.
Развитие познавательного интереса кприроде, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Родители: творческие работы; консультации.
Повышение уровня экологического сознания.
Активное участие в жизнедеятельности группы.
Педагог :
Повышение теоретического уровня и профессионализмапедагога.
Внедрение современных форм, технологий и методов работы по эколого-познавательной деятельности.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.