Галина Кравченко
«Мы дружим с мячом!» Педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы дружим с мячом!»
Педагогический проект
Актуальность проекта: реализация новой формы взаимодействия детского сада с семьей, вовлечение в творческий процесс поиска информации по теме. Эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. И как следствие стимулирует формирование основ здорового образа жизни.
Темочки:
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проект раскрывает эффективные формы систематизации знаний в области применения мяча в спорте и при организации игр с дошкольниками. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на формирование интереса у воспитанников к спортивным играм с мячом, через активизацию двигательной деятельности в условиях семьи и ДОО, способствует физическому развитию детей.
Постановка проблемы: малоподвижный образ жизни в современных семьях, раннее приобщение детей в семье к интерактивным играм и игрушкам (компьютер, игровые приставки, телевизор, конструктор, пазлы, дефицит эмоционально-личностного общения родителей с детьми. Обсуждение проблемы: В спортивном зале есть много мячей и все они разные. Есть футбольные, баскетбольные, волейбольные, футбольные и другие. Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? Чем они похожи? Для чего они нужны? В какие игры можно с ними играть? Чтобы нам научится играть в разные игры с мячами, нам надо как можно больше собрать информации о разных мячах, об их использовании в различных играх.
Характеристика проекта:
По форме – познавательно-игровой;
По типу – практико-ориентированный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – краткосрочный, с 24 по 28 апреля 2017 г.
Участники проекта - дети 4-7 лет, педагоги, родители.
Цель проекта:
Способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и развитию активных форм деятельности посредством взаимодействия с мячом.
Задачи проекта:
1. Стимулировать интерес детей к играм с мячом.
2. Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.
3. Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом.
4. Повышать двигательную активность детей.
5. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка, развивать психофизические качества: координацию, силу, выносливость, быстроту; умение играть коллективно, содействовать развитию положительных эмоций.
6. Поддерживать интерес к физической культуре, прививать стиль здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
• Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча.
• Формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению посредством игр и игровых упражнений с мячом.
• Просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни.
• Проведение «Недели здоровья», посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.
Введение
Любимая игрушка детей и взрослых – мяч, занимает особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Дети знакомятся со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия: бросание, катание, бег за мячом и др. В процессе манипуляций с мячом, получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей). В результате у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители (лица их заменяющие) о них знают и применяют в деятельности. По результатам проведенного анкетирования выявлено, что только 35 % семей имеют игровое развивающее пособие мяч и используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
1 этап. Подготовительный
• постановка проблемы, определение задач
• анкетирование родителей
• консультации и беседы с родителями и педагогами ДОО
2 этап. Практический. Неделя здоровья.
Целью практического этапа "Мой друг – веселый мяч»" является теоретическое и практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОО.
- Что мы знаем о мячах? Что хотим узнать?
- Какой мяч (цвет, форма, величина)
- Из чего сделаны разные мячи?
- Как можно использовать разные мячи?
Где можно получить информацию?
• Спросить у взрослых (родители, педагоги);
• Узнать в интернете;
• Из средств массовой информации и т. д.
• Прочесть в литературе.
Как можно играть с мячом? (бросать, пинать,перебрасывать).
Какие существуют игры с мячом?
Какие есть спортивные игры с мячом? Для какой игры подойдет тот, или иной мяч?
На данном этапе предполагается экскурс в историю развития мяча, практическая деятельность с участием взрослого; проведение познавательно-развивающих физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников их родителей и педагогов.
3 этап. Заключительный.
Цель заключительного этапа "Такие разные мячи" - анализ эффективности реализации проекта путем определения мировоззрения участников на проблему, формирования мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей на основе активного отдыха и действий со спортивным инвентарем. Условия, необходимые для реализации цели:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта.
План проведения «Недели здоровья» в рамках проекта «Мы дружим с мячом».
Понедельник 24 апреля
Тема дня: «Наш друг – веселый мяч»
1. Беседа «Игры, в которые я играю дома»;
2. Интервьюирование детей подготовительной группы «Для чего нужны мячи?»
3. Знакомство с историей возникновения мяча посредством презентации «Путешествие мяча»;
4. Рассматривание иллюстраций «Спортивные игры» с детьми средней группы. 5. Анкетирование родителей на тему: "Как вы занимаетесь физкультурой дома?".
Вторник 25 апреля
Тема дня: «Полет мяча»
1. Устный журнал «Какие мячи есть в спортивном зале и как их использовать?» (средняя группа).
2.«Такие разные мячи!», НОД с презентацией для детей подготовительной группы.
3. Беседа: «Откуда мячик появился» (подготовительная группа).
4. Игровая обучающая ситуация «Школа мяча» (подготовительная группа);
5. Домашнее задание «Мы играем с мячом» - фотосессия.
среда
Среда 26 апреля
Тема дня: «Все на футбол!»
1. Игра в футбол на спортивной площадке с мальчиками подготовительной группы.
2. Физкультурный досуг с детьми старшей группы «Мой друг – веселый мяч!»
3. Работа с раскрасками «Мяч в игре» (все возрастные группы)
4. Папка - передвижка для родителей «Подвижные игры с мячом»
Четверг 27 апреля
Тема дня: «Быть здоровыми хотим!»
1. Беседа: «Какие вы знаете виды спорта с мячом»;
2. Игровые обучающие ситуации: «В какие игры можно с мячом играть» (старшая группа, 3. «Как мяч здоровье укрепляет» (подготовительная группа);
4. Игры на прогулке «Мяч в кругу», «Ловишка с мячом», «Стой» и т. д.
5. Информационная папка «Значение мяча в укреплении здоровья ребенка»
Пятница 28 апреля
Тема дня: «Мы дружим с мячом!»
1. Беседа «Зачем нам нужен спорт».
2. НОД в подготовительной группе «Такие разные мячи» с использованием видеоигры «Спортивные игры с мячом»;
3. Выставка рисунков «Мы занимаемся спортом» 4. Фотосессия «Играем с мячом» (оформление стенда в физкультурном зале). 5. Презентация проекта «Мы дружим с мячом».
6. Консультация в уголке «Мяч – лучшая игрушка».
Выводы:
Этот проект позволил:
1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4. Создавать новые проекты здоровьесберегающей направленности.
Постпроектная деятельность:
1. Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов.
2. Распространение опыта на методическом объединении педагогов.
2. Презентация цикла занятий «Школа мяча».
Дальнейшее развитие проекта.
В ходе реализации проекта педагогический опыт демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ.
Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании мяча и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.
Проект «Мы дружим с мячом» может быть реализован с детьми 4-7 лет на различных ступенях образования – в ДОО, учреждениях дополнительного образования.
Результаты деятельности представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня:
- обобщение опыта по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами деятельности в рамках методического объединения педагогов;
- представление итогов работы на конкурсе методических разработок.
Источники:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. –М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
3. Интернет-ресурсы.