Елена Герман
Педагогический проект «Сказки о главном»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Актуальность….3
1. Паспорт проекта…6
2. Этапы реализации проекта….7
Заключение…. 8
Литература…10
Приложения:….11
Актуальность
«Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкает к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями»
Публикация «Педагогический проект „Сказки о главном“» размещена в разделах
(А. Н. Афанасьев, исследователь русской народной сказки).
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике.
Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква», короткие многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»; «бил, бил — не разбил»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакуша, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка. Чем старше ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств постигает, то что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что малыш сам понимает что хорошо, а что плохо. Слушая сказки ребёнок убеждается, что мужество, стойкость, преданность способны преодолеть любое зло. Именно на этих примерах воспитываются такие важные чувства, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта.
Сказка не только воспитывает, учит житейской мудрости, но и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, житейскими, яркими описаниями. Из сказок дети черпают множество познаний, знаний об окружающем мире.
Учитывая подлинный интерес ребёнка к сказке, силу её воздействия на ум, душу растущего человека, я решила использовать сказку в учебно-развивающем направлении с целью коррекции у детей с ОНР речевых и неречевых нарушений.
На занятиях развивается память, мышление: дети заучивают загадки, стихи, текст игр; учатся разгадывать загадки; решать проблемные задачи, анализировать, группировать, обобщать.
У детей с речевой патологией речь монотонная, невыразительная, непонятная. Но сказка и здесь даёт огромное поле деятельности. Развивает выразительность речи: повышение и понижение голоса, интонацию, темп, ритм речи, силу голоса, дыхание.
И конечно огромное значение сказки играют в формировании у детей с речевой патологией связной речи. Пересказы, инсценировки, импровизации — всё это формирует красивую, полноценную речь.
Важным моментом использования сказок в коррекционном процессе является то, что участие в таких занятиях, в инсценировках даёт возможность детям-логопатам раскрепоститься, избавиться от комплекса страха, учит детей быть добрыми, внимательными друг к другу, к окружающим, даёт огромный набор положительных эмоций.
Паспорт проекта
Название исследовательского проекта : «Сказки о главном»
Вид проекта : Информационно-творческий
Участники: воспитанники подготовительной группы "Ромашка"
Возраст детей: 6 – 7 лет
Руководитель проекта : Герман Елена Александровна, учитель -логопед
Срок реализации проекта : 1 неделя (февраль)
Цель проекта
Воспитание и основ культуры мира и творчества у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, через сказку
Задачи проекта
1. Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей
2. Воспитание любви ко всем людям и природе
3. Заложение нравственных основ.
4. Развитие лексико–грамматической стороны речи и связного высказывания.
5. Развитие творческих способностей детей.
Гипотеза
Если в работе использовать сказку как элемент развития, то у детей формируются творческие способности, развивается лексико-грамматическая сторона речи, воспитывается любовь ко всем людям и природе.
Объект и предмет исследования: сказка как средство воспитания и основ культуры мира и творчества у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Этапы реализации проекта
I. Организационный этап
Постановка целей, задач.
Определение методического и теоретического материала.
Составление плана работы
Анкетирование родителей по теме «Ребенок и сказка». Результаты анкетирования.
II. Основной этап
1. Беседа с детьми на тему «Знакомство с историей возникновения народных сказок».
2. Конспект занятия «Путешествие по памятникам сказок».
Цель: расширять знания учащихся о популярных героях произведений мировой литературы.
3. Викторина «Сказка — для доброго дня закваска».
Цель: Обобщить знания детей о сказках.
4. Комплекс дидактических игр по русским народным сказкам.
5. Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
III. Заключительный этап
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад.
Цель: развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Выставка рисунков «Сказочные герои»
Фотоотчет
Заключение
В любой сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В результате проектной деятельности на данном этапе можно говорить
о подтверждении гипотезы и сформулировать следующие выводы:
• формируются представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения расширяем представления детей об окружающем мире способствуем формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений воспитываем у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие
• развивается творческая активность, воображение
• развивается выразительная, образная речь
• развивается активное образное мышление
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами разыгрывать сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными.
Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Литература
1. Венгер Л. А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва, 1989.
3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М., 2001.
4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… – М. : Линка-Пресс. 2003.
Лотарев, А. П. Николаичева. – М. : Просвещение. 1984.
8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1984.
9. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957. –240с.
10. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.–255с.