Анастасия Красноперова
Педагогический проект «Сказочный мир» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Сказочный мир»
Проект долгосрочный: 2015-2016 учебный год (сентябрь – май)
Руководитель проекта: воспитатель Красноперова А. В.
Целевая группа: дети 1 группы раннего возраста и родители
«Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и потому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка».
Г. Н. Волков
Публикация «Педагогический проект „Сказочный мир“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются русские народные сказки.
Русские народные сказки обладают удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, создают уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.
Академик Г. Н. Волков утверждает, что «народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренны, то же время мудры и поучительны. Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки вероятно выполняли все эти функции» («Этнопедагогика» М. : Академия, 1999, с. 223).
Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи.
Таким образом актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
• Значением народных сказок в становлении личности ребенка – дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии);
• Низким уровнем развития связной речи и задач по ознакомлению с художественной литературой;
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Из бесед с родителями мы выявили, они все реже читают детям сказки и не разыгрывают сказки с детьми.
Таким образом, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи.
Гипотеза: Если использовать русские народные сказки наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Цель проекта: создать условия для формирования и развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
2. Продолжить воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
3. Создать условия для развития речевой активности детей, побуждать вступать в диалог;
4. Укреплять доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу;
5. Активизировать взаимодействие педагогов с родителями.
6. Проведение совместных развлечений с родителями «Путешествие в мир сказок»;
Ожидаемый результат:
• Создать сказочно – игровое пространство «Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр русской народной сказки, мини – библиотека, театрально – игровой центр;
• Ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально – эстетического отношения и воображения;
• Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных персонажей. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Оценка результатов.
Оценка достижения поставленной цели и задач будет осуществляться по следующим критериям:
• Выполнение рабочего плана реализации;
• Ведение документации по проведению различных мероприятий (видеозапись, фото);
• Отзывы родителей.
Ресурсы проекта:
• Кадровые (воспитатели группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, логопед);
• Материально – технические (мультимедиа – проектор, компьютер, музыкальный центр);
• Родительский ресурс;
• Информационный ресурс (изучение методической литературы, участие в конкурсах, выставках, участие в семинарах)
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
2. Основной этап (ноябрь- апрель)
3. Заключительный (май)
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи:
1. Подобрать материал по теме проекта;
2. Составить план основного этапа, определить цели и задачи проекта;
Мероприятия:
1. Сбор информации, литературы, дополнительного материала соответствующего возрасту детей.
2. Подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».
3. Оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»; Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
4. Подбор дидактических и пальчиковых игр.
5. Подготовить наглядный материал для детей и родителей;
6. Пополнение различных видов театров для разыгрывания сказок (театр из резиновых фигурок, театр из деревянный фигурок, театр на магнитной доске; пальчиковый театр, кукольный театр и т. д.).
7. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и показа сказок.
Ожидаемый результат:
• Создание базы и условий для реализации проекта;
• Расширение знаний по теме проекта
• Разработка плана реализации проекта
• Пополнение предметно-пространственной развивающей среды
• Книжная выставка «Наши любимые сказки»
Ответственные: педагоги и родители;
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными сказками;
2. Способствовать развитию речи у детей посредством чтения и обсуждения сказок;
3. Развивать образное мышление, фантазию, творческие способностидетей посредствам участия в простых инсценировках сказок;
4. развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
5. Развитие совместного творчества родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
Время проведения Мероприятия, виды деятельности
Ноябрь - Сказка «Репка»
1. Чтение сказки «Репка»
2. Театрализация сказки «Репка»;
3. Прослушивание сказки в аудиозаписи;
4. Проведение подвижная игры «Посадили репку в огороде»;
5. Просмотр иллюстраций разных художников с изображением: героев и элементов сказки;
6. Д/игры: «Очистим репку от ботвы» (с прищепками);
«Подарки для героев сказки»;
7. Пальчиковая гимнастика "Грядка";
8. Лепка по сказке «Репка»;
9. Пальчиковая игра «Репка»;
10. Отгадывание загадок по сказке «Репка»;
11. Самостоятельное рассказывание детьми сказки "Репка" с опорой на иллюстрации;
12. Осеннее развлечение по сказке "Репка" (совместно с музыкальным руководителем);
Декабрь - «В гостях у курочки рябы»
1. Чтение сказки «Курочка Ряба»;
2. Театрализация сказки «Курочка Ряба»;
3. Прослушивание сказки в аудиозаписи;
4. Проведение подвижная игры «Курочка хохлатка»;
5. Просмотр иллюстраций разных художников с изображением: героев и элементов сказки;
6. Д/игра «Любимые сказки» соединить разрезанные картинки с изображением героев и элементов сказки;
7. Пальчиковая гимнастика: «Вышла курочка гулять»;
8. Игра с мышкой "Мышка мыла мылом нос";
9. Разучивание танца "10 сереньких мышат";
10. Отгадывание загадок по сказке "Курочка ряба";
11. Самостоятельное рассказывание детьми сказки "Курочка ряба" с опорой на иллюстрации;
12. Развлечение "Курочка ряба" (совместно с родителями - театрализация родителями сказки и развлечения с героями сказки);
Январь - Сказка «Заюшкина избушка»
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»;
2. Театрализация сказки «Заюшкина избушка»;
3. Прослушивание сказки в аудиозаписи;
4. Просмотр иллюстраций разных художников с изображением: героев и элементов сказки;
5. П/игра «Зайка беленький сидит».
6. Настольные пазлы «Заюшкина избушка»;
7. Отгадывание загадок по сказке "Заюшкина избушка ";
8. Самостоятельное рассказывание детьми сказки
"Заюшкина избушка " с опорой на иллюстрации;
9. Проведение субботника совместно с родителями по изготовлению снежных фигур на участке детского сада по теме "Сказочный мир";
Февраль - Сказка «Теремок»
1. Чтение сказки «Теремок»;
2. Театрализация сказки «Теремок»;
3. Прослушивание сказки в аудиозаписи;
4. Просмотр книг со сказкой в исполнении разных художников;
5. Игра – конструирование «Строим теремок»;
6. Артикуляционная гимнастика «Лягушка»;
7. Пальчиковая гимнастика "Замок";
8. Отгадывание загадок по сказке "Теремок ";
9. Самостоятельное рассказывание детьми сказки
"Теремок " с опорой на иллюстрации;
10. Конструирование "Построй теремок для героев сказки";
11. Творческая мастерская "Раскрась теремок";
12. Развлечение совместно с родителями, театральная постановка по сказке «Теремок» (родители показывают детям);
13. Проведение конкурса для детей совместно с родителями "Моя любимая сказка" (Нарисовать, связать, слепить и т. д. любимую сказку ребенка);
Март - Сказка «Колобок», «Маша и медведь»
1. Чтение сказки «Колобок», «Маша и медведь»;
2. Театрализация сказки «Колобок», «Маша и медведь»;
3. Прослушивание сказок в аудиозаписи;
4. Заучивание песенки колобка;
5. Лепка по сказке «Колобок», "Маша и медведь";
6. Настольные пазлы «Колобок», «Маша и медведь»;
7. Пальчиковая игра «Колобок»;
8. П/игра «У медведя во бору»;
9. Песня - игра "Колобочек - колобок";
10. Просмотр иллюстраций разных художников с изображением: героев и элементов сказки;
11. Отгадывание загадок по сказке "Колобок ", "Маша и медведь";
12. Самостоятельное рассказывание детьми сказки
"Колобок ", "Маша и медведь"с опорой на иллюстрации;
Апрель - Сказка «Три медведя»
1. Чтение сказки «Три медведя»;
2. Театрализация сказки «Три медведя»;
3. Прослушивание сказки в аудиозаписи;
4. Просмотр сказки с помощью мультимедиа – проектора;
5. Раскрашивание картинок по теме;
6. Д/игра «Любимые сказки» - выкладывание картинок по образцу.
7. Просмотр иллюстраций разных художников с изображением: героев и элементов сказки;
8. Подвижная игра "Медведь под горой";
9. Собирание деревянных вкладышей «Три медведя»;
10. Самостоятельное рассказывание детьми сказки
"Три медведя"с опорой на иллюстрации;
11. Проведение мастер – класса для родителей по изготовлению пальчикового театра;
Май - Проведение итогового мероприятия "Путешествие в мир сказок";
Ожидаемый результат:
• Организация деятельности по реализации проекта;
• Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
• Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
• Воплощение зрительного образа героя сказки
Ответственные: педагоги и родители;
III. Заключительный этап
Задача:
• Подведение итогов. Анализ проделанной работы в рамках проекта.
Мероприятия:
• Оформление выставки «В гостях у сказки»;
• Проведение итогового мероприятия «Путешествие в мир сказок» совместно с родителями;
Ожидаемый результат работы:
• Развитие и обогащение речи детей младшего дошкольного возраста;
• Развитие творческой активности детей;
• пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
• изготовление различных театров, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
• разработка НОД по теме «Сказочный мир»;
• составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях);