Надежда Говорова
Педагогический проект «Семейный альбом» с детьми среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «Семейный альбом»
с детьми среднего дошкольного возраста
Автор: Говорова Надежда Владимировна
Педагогический проект «Семейный альбом»
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Вид проекта: Длительный, групповой, информационно-практико-ориентированный.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Педагогический проект „Семейный альбом“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Темочки
Области интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Срок реализации проекта: 1 год (май 2019 –май 2020 г.)
Актуальность проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, происходящего из имени родителей, своих предков – основное содержание этой работы. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
В семье закладываются первые представления нравственного восприятия мира, основы морали, отношение к людям. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.
К сожалению, современное время и ритм жизни, в котором мы живем, диктует свои правила, которые порой негативно сказываются на детях и на семье в первую очередь. Родителям все чаще не хватает времени на то, чтобы провести с детьми как можно больше времени, однако, несмотря на это они все же стараются каждую свободную минуту посвятить ребенку.
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, Мало кто из детей знает историю создания своей семьи, родословную, имена и род деятельности своих родных и близких. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта «Семейный альбом». Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: расширить представления детей о семье, Укрепить семейные связи, поддержать продолжение семейных традиций, создать условия для активного участия родителей в жизни группы через организацию различных видов деятельности.
Задачи проекта:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
2. Продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас терминами родственных отношений, развивать связную речь.
4. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.
5. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким людям.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
• Воспитание у детей чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
• Воспитанники расширят свой кругозор, получат более углубленные знания о профессиях и увлечениях своих родных, о родословной своей семьи, семейных праздниках и традициях, у них разовьется интерес к истории семьи.
• Дети станут более дружными и получат навыки бесконфликтного общения.
• Проект даст возможность развить у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату.
• Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности с детьми.
• Произойдёт активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
• Обогатятся детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• Повысится заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап - Подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?».
2. Составление перспективного плана мероприятий.
3. Анкетирование родителей «Ваши семейные традиции»
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы, педагоги, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап – Деятельностный (практический):
1. Рассказы детей о своей семье "Моя семья" (Октябрь-ноябрь)
2. Беседа «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю родителям?»,
«Семейные традиции», «Кем работают мои родители». (Ноябрь - март)
3. Рассматривание фотографий членов семьи, альбомов. (Октябрь-май)
4. Образовательная деятельность:
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
• Рисование: «Моя рука - моя семья», «Мой дом», «Портрет любимой мамочки» (ноябрь - март)
• Лепка: «Подарок маме», «Угощение для мамы и бабушки» (март)
• Аппликация «Открытка для мамы», «Цветы для мамы и бабушки» (ноябрь-март)
• ФЦКМ «Моя семья», «Бабушки и дедушки», «Помощь по дому» «Праздник мам Рассказ о маме. «Как мы помогаем маме?» «Вот он какой, мой папа дорогой» «Дедушка тоже в армии служил» (октябрь - март)
5. Изготовление альбомов «Семейный портрет», «Семейный досуг», «Спорт в нашей семье», «Профессии наших пап», «Профессии наших мам» (октябрь - март)
6. Экскурсии «Наш детский сад», «По микрорайону с родителями» (октябрь - ноябрь)
7. Организация выставки кормушек «Папа может, папа может…» (декабрь-январь)
8. Досуг - развлечение «Ах, какая мама!» (ноябрь)
9. Совместная постройка с детьми снежных фигур на участке (декабрь)
10. Досуг «Зимняя сказка» (декабрь)
11. Мастер - класс «Мастерим вместе своими руками» (январь-февраль)
12. Открытые занятия для родителей (апрель)
13. Спортивный досуг «Мама, папа, я – дружная семья» (февраль)
14. Досуг - развлечение «Весенний праздник для бабушек и мам» (март)
15. Рассказы мам и пап о своих профессиях. (февраль - март)
16. Досуг – развлечение и чаепитие «День семьи» (май)
Консультации для родителей: «Что такое семья», «Роль отца в воспитании ребёнка»,
«Роль семьи в воспитании дошкольника», «Взаимная забота и помощь в семье»
Дидактические игры:
«Кем быть?», «Сложи картинку», «Определи возраст», «Закончи предложение»
«Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»,
«Назови, как тебя дома ласково называют?», «Кому, что нужно для работы»
Беседы, ситуативный разговор:
«На кого хочу быть похожим», «Моя мама – самая лучшая»,
«Папа – лучший друг», «Опиши картинку», «Моя дружная семья»,
«Что такое генеалогическое древо семьи», «Огорчится ли мама, если…»,
«Хорошо играть вместе», «Как я помогаю дома», «Выходные в семье», «Безопасность дома», «Если ты остался дома один»,
«Что делать, если ты потерялся», «На какой улице ты живешь».
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Посидим в тишине» Е. Благинина
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д. Родари
«Мамина дочка» В. Белов
«Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский
«Бабушкин садик» С. Георгиев
«Мама» Д. Габе
«Бабушка и внучка» Л. Толстой
«Честное слово», «Сыновья», «Просто старушка» О. Осеева
«Мамина работа» С. Баруздин
«И я помогаю» Н. Носов
Заучивание стихов и пословиц:
«Мой папа» Е. Серова
«Самый лучший папа» О. Чусовитина
3 этап – Завершающий:
1. Анализ проведенных мероприятий.
2. Родительское собрание вместе с детьми "Моя семья - что может быть дороже".
3. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
4. Оформление и пополнение методического пособия.
Вывод: Взаимодействие с семьей позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения.
Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и конкурсов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
На достигнутом останавливаться не будем, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. В планах у нас следующий педагогический проект «Мой город – моя страна»
Семья – дом, где тепло и уют,
Где любят тебя и, конечно же, ждут.
Семья – это те, без кого мы не можем,
Они нам всех ближе, родней и дороже.
Семья – это радость улыбок и встреч,
Которые надо ценить и беречь.