Елизавета Киселёва
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст: 6-7 лет
Срок: август 2014г. – май 2015г.
Актуальность:
Одной из задач по патриотическому воспитанию является – развитие интереса детей к быту, традициям и культуре русского народа.
В связи с переменами жизни в стране были потеряны нравственные чувства – терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности.
Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
И чтобы вырастить поколение нравственно здоровых людей, работу по развитию духовности, культурных ценностей нужно начинать с дошкольного возраста.
Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать проект «Русская изба», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.
Цель проекта : Развитие представлений детей о быте, традициях и культуре русского народа.
Задачи:
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным произведениям, и декоративно - прикладному искусству.
Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, живопись, музыка, песня, танец).
Педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной теме, удовлетворение от результатов своей работы, обменяются опытом с другими педагогами.
У родителей появится гордость за своих детей; заинтересованность в формировании у детей чувства патриотизма, представлений о русской избе и быте; повысится авторитет педагогов, престиж дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный (август 2014г.) :
1. Изучение литературы по музейной педагогике.
2. Подбор методической литературы и пособий
3. Сбор материала для музея.
II этап. Основной – проектная деятельность по решению проблемы (сентябрь 2014г. – апрель 2015г.) :
1. Организация предметно – развивающей среды.
Создание мини-музея «Русская изба»
Подбор художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, пословиц и поговорок, загадок, закличек.
Оформление папки «Русская изба»
2. Работа по основным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры.
- «Одень русскую девицу»
- «Собери домик»
- «Сложи узор»
- «Шкатулка загадок»
- «Путешествие по русским народным сказкам»
- «Предметы народного быта»
- «Прошлое - настоящее»
- «Собери богатыря в дорогу»
- «Герои русских былин»
- «Народные промыслы»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Встречаем гостей»
- «В гости к бабушке на оладушки»
- «Матушка-печка, накорми своих детушек»
- «На скотном дворе»
- «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся»
- «Посиделки»
- «В русской горнице»
Игры – драматизации:
- «Теремок»,
- «Заюшкина избушка».
- «Кот, петух и лиса»
- «Жихарка»
- «Три поросенка» и др.
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность:
- «Знакомство с русской избой»
- «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
- «Золотое веретено»
- «Сошью Дуне Сарафан»
- «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
- «Матушка Печка, укрась своих детушек»
- «Народная игрушка – кукла-самоделка»
- «Как рубашка в поле выросла»
- «Потешный промысел наших предков»
- «Как наши предки защищали Русь от врагов»
- «Экскурсия в русскую избу»
- «Путешествие в прошлое нашей жизни»
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, игрушек.
Речевое развитие
Беседы:
- «О русской печи»;
- «О традициях русского гостеприимства»;
- «О русской матрешке»;
- «О народных промыслах»
- «Живет в народе песня»
- «Что мы знаем о нашей Родине»
- «Путешествие в прошлое одежды»
- «Как строили избу на Руси»
- «Как встречали праздники на Руси»
- «Прошлое и настоящее предметов быта»
- «Кто народ веселил»
- «Откуда пришли сказки»
- «Как появилась фамилия»
- «Профессии на Руси»
Чтение художественной литературы:
- Л. Толстой «О детях»
- Л. Толстой «Глиняный парень»
- К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
- М. Горький «Про Иванушку-дурочка»
Чтение и рассказывание русских народных сказок : «Золотое веретено», «Зимовье зверей», «Лиса и козел», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Хаврошечка», «Мужик и Медведь», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Семилетка» и др.
Чтение былин:
- «Илья Муромец и Соловей-разбойниик»
- «Добрыня и Змей»
- «Садко»
- «На заставе Богатырской»
- «Три богатыря»
- «Добрыня Никитич»
- «Алеша Попович и Тугарин-Змей».
Чтение стихотворений:
- А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
- Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Заучивание стихотворений
- Е. Санин «Здравствуй, Русь!»
- К. Аксаков «Столица древняя, родная»
- Н. Рубцов «Россия, Русь.»
- Т. Курбатова «… Ромашковая Русь»
- И. Никитин «Русь».
- И. Суриков «Детство»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Сестрица»«Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.
Заучивание пословиц, поговорок, закличек, потешек.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок.
Составление рассказов по сюжетным картинам, картинкам.
Отгадывание загадок
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Лепка:
- «Посуда наша для молока и для каши»
- «Водоноска»
- «Хозяюшка»
- «Колокола»
- «Деревенский двор»
- «Русский богатырь»
- «Что вырастила тетушка Алена в огороде и в саду»
- «Богатство русского леса» (грибы, ягоды, орехи)
- «Жаворонок – изюмные глаза»
- «Медведь с угощением» (по мотивам филимоновской игрушки)
Рисование:
- «Барышня».
- «Половики наших бабушек»
- «Чудо-ложка»
- «Матушка-печка, обогрей своих детушек»
- «В сказочной стране Дымка».
- «Куклы в национальном костюме»
- «Богатырская наша сила»
- «Сундук» (с натуры)
Аппликация:
- «Русская изба»
- «Платок для Василисы»
- «Сошью Дуне сарафан»
- «Русский богатырь»
- «Филиппок в зимней одежде»
- «Первые вестники весны»
- «Украшение полотенца»
- «Лоскутное одеяло»
- «Ваза с вербами»
Конструктивно-модельная деятельность:
- «Старая деревня» (строительный материал)
- «Наш город в старину» (строительный набор «Мы строители»)
- «На чём ездили на Руси» (от телеги до кареты) (конструктор «Лего»)
- «Горница» (строительный материал)
- «Мельница» (конструктор)
Ручной труд
- «Изготовление бус из рябины»
- «Мой любимый сказочный герой» (изготовление игрушек из природного материала)
- «На скотном дворе» (изготовление игрушек из овощей и природного материала)
- «Коврик для кукол» (переплетение)
- «Салфетка на полку» (вышивание)
- «Поясок для куклы» (плетение из ниток «Жгутик»)
- «Браслеты, бусы для …» (плетение из резиночек)
- «Изготовление декоративной салфетки с бахромой»
- «Колодец» (из счетных палочек)
- Изготовление народных кукол (куклы-закрутки из ниток)
- Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушки – тестушки».
«Музыкальная деятельность» :
Разучивание частушек.
Разучивание русских народных, колыбельных песен
Слушание песен:
- «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
- «Я люблю тебя Россия» Д. Тухманова, М. Ножнина в исполнении Г. Ненашевой.
- «Умывает красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана в исполнении Л. Зыкиной.
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Разучивание танцев: «Танец с платками», «Прялица».
Оркестр народных инструментов «Калинушка».
Хороводные игры
- «Как на тоненький ледок»
- «Во поле береза стояла»
- «На горе то калина»
- «Плетень»
- «Шел козел по лесу»
- «Баба шла, шла, шла…»
Физическое развитие
Подвижные народные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Горелки»
- «Жмурки»
- «Золотые ворота»
- «Гори, гори ясно»
- «Третий лишний» и др.
Спортивные развлечения, досуги:
- «Карусель народных игр»
- «Богатырские состязания»
- «Веселые соревнования»
- «Семейное многоборье»
Физминутки:
- «Пильщики»
- «Избушка бабы Яги»
- «Мы теперь богатыри»
3. Взаимодействие с семьей.
Сбор предметов для музея «Русская изба».
Изготовление макета «Русская изба».
Выставка поделок «Осенняя ярмарка»
Участие в конкурсе «Символ года – коза»
«Рождественские посиделки»
Семейные посиделки «Святские вечорки»
«Богатырские состязания» (с участием пап)
Участие родителей в празднике «Масленица»
Консультации:
- «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»
- «Народные промыслы»
- «История народной игрушки»
- «Значение оберегов на Руси»
Родительская конференция с участием детей «По Руси»
Литературная викторина «Богатырская наша сила»
Мастер-класс «Волшебный клубок» (обмен опытом по рукоделию)
Выставка литературы с пословицами и поговорками
Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности.
День открытых дверей группы.
Создание папки «Русская изба».
III этап. Заключительный (май 2015г.).
1. Презентация проекта «Русская изба»
2. Итоговое занятие «Мир тому, кто в нашем дому»
3. Родительская конференция с участием детей «По Руси».
Ресурсы:
Кадровое обеспечение – группа должна быть обеспечена кадрами
Методическое обеспечение – консультации, беседы, литература, пособия
Финансовое обеспечение – администрация, родители.