ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Педагогический проект «Развитие воображения в процессе рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Определение эффективных путей для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
Задачи:
1. Повысить возможности творческого мышления;
2. Обогатить личностные качества;
3. Увеличить способность фантазировать;
4. Формировать у ребенка культуру чувств через развитие воображения;
5. Развивать художественное восприятие, творческое воображение.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности в ДОУ.
Вид проекта : Долгосрочный (октябрь-апрель)
Тип проекта : творческий
Реализация проекта : В работе использовалась диагностическая методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.
Совместно был разработан перспективный план занятий. Занятия проходили один раз в месяц с детьми подготовительных к школе групп. Психолог проводил первую часть занятия, а воспитатель вторую. Психолог в своей деятельности использовал такие методы и приёмы как беседы, подвижные игры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики, игры на развитие воображения, упражнения с пантомимикой. Под звуки природы дети могли вообразить себя в «чудесном лесу», окружённые необычными деревьями, преодолевая препятствия из игрового инвентаря, могли представить себя среди болота, корявых кочек, разнообразия грибов и шишек. Возможность проиграть определённую ситуацию и рассказать о том, что ребёнок представил в своём воображаемом мире, позволяла детям перенести фантазию в рисунок. Во второй части занятия воспитатель использовал разнообразные заготовки: незаконченные, неоформленные изображения, силуэтные изображения, шаблоны облаков и камней сложной формы, силуэты – перевёртыши. Детям предлагалась дорисовать силуэты, превращая их с помощью изобразительных материалов в определённые предметы. Как известно, в подготовительной к школе группе, дети владеют разнообразными техниками и приёмами рисования, в том числе нетрадиционными. Вот почему на подобных занятиях детям предлагалось использовать ватные палочки, поролоновые тампончики, клеевые кисти, зубные щётки, восковые мелки и многое другое. Использование нетрадиционных приёмов рисования так же способствовало развитию фантазии и воображения у детей.
Первые занятия были простыми для того что бы дать возможность ребенку освоиться и привыкнуть к новой для него творческой деятельности. На первом этапе главное, чтобы ребенок научился принимать задачу: придумать, сочинить что – либо дорисовывать незаконченную фигурку. В случае затруднения педагоги помогали ребенку, предложив свой вариант. Научившись дорисовывать фигурки и превращать их в персонажей сказок дети учились использовать эти умения при решении сложных творческих задач, придумывая обитателей чудесной реки или сочиняя историю по картинке.
Каждый раз, приходя на индивидуальное занятие в сенсорную комнату, дети с интересом создавали картины на песке, затем по этой картине придумывали сказки.
Участники проекта :
Воспитанники подготовительных групп;
Педагог – психолог;
Воспитатель по изобразительной деятельности.
Перспективный план
Октябрь
«Чудесный лес»
Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Ноябрь
«Где может быть?»
Цель: Развивать умение детей строить сложную картину на основе ее несущественного фрагмента.
Декабрь
«Поможем художнику»
Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной схемы.
Январь
«Перевертыши»
Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Февраль
«Веселый гном»
Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематичного изображения предмета.
Март
«Дети на прогулке»
Цель: Научить детей создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Апрель
«На что это похоже?»
Цель: Научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Май
«Подведение итогов - диагностика»