Эльмира Курмаева
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.
Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.
Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.
Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.
Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками.
Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Именно в режиссё рской игре:
• у детей проявляется инициатива и самостоятельность;
• активизируется речь, воображение, мышление;
• развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.
По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.
Практическая часть
Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Цель:
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры
Задачи:
• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;
• формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;
• способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
• формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Работа выстраивается в три этапа:
Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Организационный этап
• отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
• организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
• анализ научной и методической литературы;
• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».
Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».
Работа с родителями
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
• обогащение предметно - развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие
виды театров, как
Настольный театр игрушек.
Настольный театр картинок.
Стенд-книжка.
Фланелеграф.
Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток)
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.
2. Чтение и совместный анализ сказок.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил.
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результатом работы над проектом являются постановки :
«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»);
«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»);
«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)
«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).
Оценка результатов:
• Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки.
• Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.
• Анализ продуктов детской деятельности.
• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Прогнозируемый результат
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;
• предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
• в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
• удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
• посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
• целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.