Папки-передвижки

Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования

Надежда Громыкина
Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования
▼ Скачать

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

И. Сухомлинский

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

Дошкольный возраст является особенным периодом, в это время изобразительной деятельностью можно увлечь не только одаренных детей, но и всех остальных.

Публикация «Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования» размещена в разделах

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Художественно – эстетическая деятельность - это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой, ни как у всех замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей. Ну а так как дошколята большие выдумщики, самое время познакомить их с нетрадиционными способами рисования.

А сколько дома не нужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы. Выехали с семьей в лес, что здесь может нас заинтересовать? Шишки, трава, листочки, иголки, камушки, палочки.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:

1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.

2. Развивает пространственное мышление.

3. Учит детей свободно выражать свой замысел.

4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

5. Учит детей работать с разнообразным материалом.

6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятие цвета.

7. Развивает творческие способности.

8. Развивает уверенность в собственных силах.

9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

10. Развивает чувство фактурности и объемности.

11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

12. Развивает воображение, полет фантазии.

13. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.

На первых занятиях (вторая младшая группа) мы с детьми играем с цветом и красками, знакомимся с возможностями гуаши и акварели. У детей начинает появляться интерес к цвету. Они различали многие цвета и оттенки, но очень немногие умели смешивать краски для получения светлых и тёмных оттенков. Поэтому первые занятия были посвящены этому. Сначала смешивали краски в банке с водой, пластмассках из – под конфет, затем на палитре, создавали "Колесо цвета", а потом гуашью "создавали" новые цвета, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.

Следующем мы освоили технику рисования «По сырому». Рисуя по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент, что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Рисуя жесткой кистью, имитировали шерсть животных. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.

Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска (нити, конструктор «Лего», спички, спичечные коробки и т. д.) рисовали различные узоры, цветы, звезды.

Таким образом, постепенно знакомились с разнообразием техник нетрадиционного рисования.

Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, создавались ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов. Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. А при рисовании цветов на ткани (водный батик, ребята уже сами решили выполнить общую работу, совместно договорились, как лучше нарисовать – кистью маки или "узелками" астры. Моей помощи уже не требовалось. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Думаю, что наша кружковая работа тоже сыграла в этом существенную роль.

В работе с детьми приходилось обращаться к сказочным героям, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло, а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. Поэтому ребята легко принимают условия игры-рисования. Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию (конечно, соответствующие сказки были прочитаны раньше) и оказываемся то на празднике овощей с Чиполино, то во дворце с Золушкой, то у колыбели маленькой принцессы с Волшебницами, то у заколдованной подземной царевны Змейки. "Погуляв" в сказке, мы рисуем "увиденное", точнее, представленное. Часто, рассказывая, беседуя, я сама рисовала, не нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Дети свободно выбирали время, когда можно приступить к работе (в ходе рассказа – сказки, или после ее окончания). Если что-то не получилось сразу, можно было повторить эту работу на новом листе, но поощрялась та работа, которая выполнена до конца. Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата. Художественное описание образа усиливает восприятие изображения. Поэтому в ходе рисования спрашивала ребят : "Покажи мне, как твой динозавр передвигается?", "Твоя принцесса умеет петь, а она весёлая, добрая или грустная?", "А дождик долгий и тёплый или холодный, осенний, поэтому он белый, немного ледяной". Так, играя, дети могут выбирать нужный цвет краски, форму линий.

Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" чернила через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальный задумку.

Некоторых мам и пап заинтересовали нетрадиционные приёмы рисования (мыльной пеной, рельефной краской, оттиском). Они с удовольствием познакомились с литературой, которую я рекомендовала, предложенными статьями. Они наши первые помощники. … Всегда с пониманием относились к просьбам помочь краской или бумагой.

Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. Они научились взаимодействию друг с другом, ребята с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

Показателем и результатом работы можно считать то, что мы постоянно устраиваем выставки рисунков, украшаем группу и детский сад своими картинами и панно, готовим подарки воспитателям детского сада и родителям к праздникам.

Техники нетрадиционного рисования в ДОУ

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель

• свеча + акварель; • отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой ;

• монотипия пейзажная ;

• печать по трафарету ;

• монотипия предметная ;

• кляксография обычная;

• пластилинография.

Публикации по теме:

Развитие сенсорного восптирятия, через нетрадиционные приемы рисования «Развитие сенсорного восприятия через приемы нетрадиционного рисования» Воспитатель: Мануилова Гульнара Флюровна Сенсорное развитие.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования
Опубликовано: 27 апреля 2015 в 09:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Громыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД