Бердникова Наталья Григорьевна
Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 3 часть
▼ Скачать + Заказать документы
3 часть.
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Оценка развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Оценивая развитие театрализованной деятельности в МАДОУ «Машенька», необходимо отметить не только имеющиеся у детей знания, умения и навыки, но и важно оценить роль педагогов, у которых уже сформированы определенные умения и навыки в организации и развитии театрализованной деятельности воспитанников.
Публикация «Педагогический проект „Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста“, 3 часть» размещена в разделах
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организована деятельность театра в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагоги накопили знания, умения и навыки, необходимые им в образовательной работе. Некоторые из них стали стрессоустойчивыми, артистичными, приобрели режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, их речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Большинство педагогов умеют выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовыми к любому превращению, т. е. обладают основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главными условиями развития театрализованной деятельности являются : эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры.
- приобщение детей к искусству театра.
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно - ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе, привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры также очень важны, так как они основаны на разыгрывание сказок, а русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
С детьми дошкольного возраста проведены диагностические занятия по выявлению уровня развития театрализованной деятельности. Для каждой возрастной группы мной были разработаны критерии, по которым можно отследить развитие их театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст :
1-й показатель – умение согласовывать рассказывание сказки с игровыми действиями.
Низкий уровень – ребенок согласует игровые действия с рассказыванием сказки лишь с постоянной помощью взрослого.
Средний уровень – ребенок действует в соответствии с рассказом, но иногда эту слаженность слови и игрового действия нарушает.
Высокий уровень – ребенок в целом согласует игровые действия с рассказыванием сказки.
2-й показатель – умение проигрывать все элементы композиции сказки.
Для кумулятивных сказок:
Низкий уровень – ребенок проигрывает только начало.
Средний уровень – ребенок пропускает одно – два звенья кумулятивной цепи.
Высокий уровень – ребенок проигрывает все звенья кумулятивной цепи.
Для волшебных сказок:
Низкий уровень – ребенок проигрывает лишь начальную ситуацию в сказке и, возможно, приказание или запрет, наложенный старшими на персонажа.
Средний уровень – ребенок проигрывает запрет, а также нарушение запрета (приказания).
Высокий уровень – ребенок проигрывает не только запрет и его нарушение, но и преодоление последствий, вызванных таким нарушением.
3-й показатель – умение учитывать структуру сказочного мира
Низкий уровень – ребенок выделяет и обыгрывает лишь одно пространство – положительного персонажа.
Средний уровень –ребенок обустраивает не только пространство жизни героя, но определяет и место, где живет антагонист.
Высокий уровень – ребенок четко отделяет мир героя и антагониста, считаясь смысловой противонаправленностью обоих миров.
4-й показатель – умение отделить сказку от действительности.
Низкий уровень – ребенок самостоятельно не отмечает ни начало сказки, ни ее конец.
Средний уровень – ребенок лишь от части отделяет вид сказки от действительности: отмечает только начало или же только конец сказки.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно отмечает начало и конец сказки.
Средний дошкольный возраст :
1-й показатель – умение отмечать начало и конец сказки.
Низкий уровень –ребенок самостоятельно не отмечает ни начало сказки, ни ее конец.
Средний уровень – ребенок лишь от части отделяет вид сказки от действительности: отмечает только начало или же только конец сказки.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно отмечает начало и конец сказки.
2-й показатель – умение учитывать структуру сказочного мира.
Низкий уровень – ребенок выделяет и обыгрывает лишь одно пространство – положительного персонажа.
Средний уровень – ребенок обустраивает не только пространство жизни героя, но определяет и место, где живет антагонист.
Высокий уровень – ребенок четко отделяет мир героя и антагониста, считаясь смысловой противонаправленностью обоих миров.
3-й показатель – умение связно и выразительно пересказывать сказку.
Низкий уровень – ребенок не придерживается канонической формы сказки: он не сохраняет последовательность событий в сюжете и не использует специфические сказочные формулировки.
Средний уровень – ребенок рассказывает сказку не ровно, пропускает некоторые моменты в сюжете, хотя в целом передает содержания правильно.
Высокий уровень – ребенок рассказывает сказку, последовательно развертывает ее события, используя выразительные средства сказочного мира.
4-й показатель – умение согласовывать повествование с реальным расположение игрушек на поле.
Низкий уровень – ребенок не замечает рассогласования позы (разворота) персонажей с тем, что он рассказывает.
Средний уровень –ребенок улавливает только рассогласование, но еще не может самостоятельно игровыми средствами такое несоответствие снять.
Высокий уровень – ребенок может самостоятельно игровыми средствами продолжить игру.
5-й показатель – отделение замысла игры от его осуществления.
Низкий уровень – ребенок не обдумывает ни состав персонажей, ни последовательность эпизодов сказки.
Средний уровень – ребенок называет почти все нужные игрушки; игру прерывает только два три раза.
Высокий уровень – ребенок называет все необходимые игрушки и атрибуты еще до начала игры.
Старший дошкольный возраст (старшая группа) :
1-й показатель – отделение замысла игры-спектакля о тегоосуществлении в настольном театре.
Низкий уровень – ребенок не готовит показ сказки-спектакля, а сразу начинает ее разыгрывать на сцене настольного театра.
Средний уровень – ребенок до начала игры готовит спектакль: отбирает игрушки-персонажей и необходимые атрибуты, а также нужную сторону игрового поля.
Высокий уровень – ребенок отбирает все необходимые игрушки и атрибуты еще до начала игры.
2-й показатель – отделение времени и пространства сцены от простого и удобного места для игры.
Низкий уровень – ребенок не отмечает начало игры-спектакля колокольчиком, открытие занавеса, а его конец – закрытием занавеса.
Средний уровень – ребенок отмечает колокольчиком начало спектакля, но может забыть открыть занавес.
Высокий уровень – ребенок отмечает начало и конец спектакля.
3-й показатель – умение ориентироваться на зрителя на протяжении всего спектакля.
Низкий уровень – ребенок лишь в самом начале спектакля обращает внимание на зрителя, однако по мере разыгрывания все более упоенно играет и перестает их замечать.
Средний уровень – ребенок в целом придерживается художественной формы и не переходит в свободную игру.
Высокий уровень – ребенок на протяжении всего спектакля на зрителя, ищет их глаза своим взглядом.
Подготовительная к школе группа:
1-й показатель – овладение техникой игры на ширме.
Низкий уровень – игровые действия ребенка соответствуют одному из указанных показателей.
Средний уровень – ребенок может выполнить два из упомянутых выше требований.
Высокий уровень – ребенок выполняет действия в соответствии со всеми указанными требованиями.
2-й показатель – отделение последовательной речи рассказчика от исполнительски-ролевой за персонажа.
Низкий уровень – ребенок не держится только одной своей роли, а произносит слова обеих; он не может выстроить ритм спектакля совместно со взрослым или другим ребенком.
Средний уровень – ребенок уже может отделить рассказчика и актера, но ему не удается это на протяжении всего спектакля.
Высокий уровень – ребенок может выполнять роль рассказчика и актера за персонажей сказки, не путая слова каждого из них.
Анализируя результаты диагностики (приложение № 8 таблица 1,2, направленной на выявление уровня развитию театрализованных способностей детей по МАДОУ, на начало учебного года можно сделать вывод, что обследование детей по овладению режиссерской игрой на начало учебного года следующее: высокий уровень отсутствует; средний уровень имеют 64% детей; низкий уровень имеют 36% детей. Наблюдается большой процент низкого уровня по всем критериям (36%). Рекомендовано: развивать умение связно и выразительно пересказывать сказку; умение согласовывать повествование с реальным расположением игрушек на поле.
Обследование детей (подг. гр.) на начало учебного года показало: высокий уровень дети не имеют; средний уровень имеют 64% детей; низкий уровень имеют 36% детей. Наблюдается большой процент низкого уровня по всем критериям (36%). Рекомендовано: организовать индивидуальную работу по овладению техникой игры на ширме; проводить кукольные спектакли ежемесячно с привлечением к исполнению ролей детьми.
В результате оценки развития театрализованной деятельности были выявлены следующие недостатки:
Формальное отношение педагогов к театральной деятельности детей;
Не достаточное развитие артистических качеств у некоторых педагогов;
20% педагогов частично знают методику организации режиссерской игры;
Недостаточно выразительна речь педагогов(30%);
Необходимо обогащение содержания театральных уголков во всех возрастных группах;
Пассивное участие родителей в праздниках и развлечениях, проводимых в ДОУ;
36% детей затрудняются исполнять роли: не могут передавать жестами и мимикой переживания героев, плохо владеют куклами на ширме.
Для устранения выявленных недостатков необходимо определить мероприятия по их устранению, которые будут реализованы в 2014-2016 годах.
3.2. Мероприятия по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Анализируя представленные данные, и определяя пути решения выявленных проблем, мною разработаны мероприятия по развитию театрализованной деятельности.
В результате систематизированного и успешного проведения мероприятий дошкольники и педагоги приобретут навыки актерского мастерства, умения общения; обогатиться оснащение театральных уголков; родители будут вовлечены в театрализованную деятельность детского сада.
Цель комплекса мероприятий: развитие театрализованной деятельности дошкольников.
Задачи комплекса мероприятий:
1. Расширение театрально-игрового опыта детей;
2. Овладения педагогами умениями организации и развития театральной деятельности дошкольников;
3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Комплекс мероприятий:
Мероприятия, направленные на развитие театрализованной деятельности детей :
- театральные игры
Рекомендую проводить 1 раз в неделю.
- ритмопластика
Рекомендую проводить на музыкальных занятиях.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Разучивание стихотворений и скороговорок
- Сочинять небольшие рассказы и сказки
- Подбирать простейшие рифмы
Рекомендую проводить ежедневно.
- посещение профессиональных театральных представлений
Рекомендую проводить ежемесячно.
- кукольный театр, теневой и др. виды театров
Рекомендую использовать по 1 виду ежемесячно.
- театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
Рекомендую 2-3 раза в месяц.
Мероприятия, направленные на участие в театрализованной деятельности педагогов :
- проведение практикумов «Развиваем артистические качества», «Мой голос – мой музыкальный инструмент», «Читаем художественные произведения»
- смотр-конкурс театральных уголков в группах ДОУ
Рекомендую проводить 1 раз в год.
- кукольные спектакли (использование разнообразных видов кукол) для детей и родителей ДОУ
- методические рекомендации, консультации
Рекомендую проводить 1 раз в квартал.
Мероприятия, направленные на участие в театрализованной деятельности родителей :
- практикум «Элементы актерского искусства»
Рекомендую проводить 1 раз в год.
- исполнение театральных ролей
- размещение на интернет сайте МАДОУ «Машенька» методического материала
Рекомендую проводить 1 раз в квартал.
- изготовление театральных костюмов и элементов костюмов, атрибутов
Рекомендую проводить ежемесячно.
Выполнение данных мероприятий будет способствовать развитию интереса к театральной деятельности всех участников образовательного процесса; умений и навыков актерского мастерства. У детей будет развиваться способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Появится умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения. Воспитанники научится запоминать заданные позы и образно передавать их. Они познакомятся с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; правилами культуру поведения в театре. Закрепятся навыки действий с воображаемыми предметами; умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
В ходе театрализованных действий у ребят будет развиваться эмоциональная отзывчивость на кукольное представление. Они научатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца.
Поэтому, так важно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому - театр!