Оксана Бобкова
Презентация «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Публикация «Презентация „Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Н. Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.
Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Детское словесное творчество – как вид детского творчества представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы, что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы. Процесс развития словесного творчества у детей требует соблюдения условий, необходимых для формирования детского творчества в целом. А также необходима работа по двум основным направлениям:
по общему обогащению речи ребёнка;
по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.
В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично.
Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развития ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;
игры-драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Исследователи данного вопроса отмечают, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трё х основных целей:
развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
созданию атмосферы творчества;
социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях, в постановках разных видов театра. Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества : публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.
Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития
творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий :
подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;
проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).