Люба Бажкова
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
В течение этого учебного года педагогический коллектив группы «Радуга» работает над созданием в группе системы нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Так как это является нашей годовой задачей. Перед началом учебного года мы разработали перспективный план по патриотическому воспитанию. В своей работе мы используем различные формы и методы воспитания патриотических чувств у ребенка.
Для реализации нашей программы, мы поставили следующие задачи: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; -формирование бережного отношения к природе и всему живому; -воспитание уважения к труду; -развитие интереса к русским традициям и промыслам; -формирование элементарных знаний о правах человека; -расширение представлений о городах и селах края, о столице России; -знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Наряду с перспективным планом по патриотическому воспитанию, мы разработали перспективный план мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. с целью воспитания патриотических чувств дошкольников на примере подвига советского народа, привлечений их к участию в социально-значимых мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.
Мы считаем, что данная работа поможет нам решить следующие задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;
-Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
-Подвести к восприятию художественных произведений о войне
-Уточнить знания детей о празднике - Дне Победе.
- Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занимательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Исходя из этого, мы стараемся интегрировать все образовательные области.
Интеграция образовательных областей :
Образовательная область «Физическое развитие» : Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по селу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Наши дети участвовали в районном мероприятии «Мама, папа, я – спортивная семья».
Социально- коммуникативное развитие»
«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» : Участие в социально – значимых событиях, происходящих в селе, в детском саду.
Наши дети принимали участие в районном мероприятии «Солдатский конверт».
Дети принимали участие в проектах: «Россия – родина моя», «Деревья Ставрополья»
«Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» :
В группе имеются пособия «Моя семья», «Я и другие», «Я и мое поведение», с помощью которых дети закрепляют правила взаимоотношений между членами семьи, между друзьями, изучают родословную.
С сентября по ноябрь в группе прошли проекты: «Семейные традиции- дружная семья», «Семья – это те, без кого мы не можем, они нам всех ближе, родней и дороже». Эти проекты способствовали расширению знаний о семейных традициях, родословной, помогали сплотить семьи детей при составлении семейных гербов, проектов.
У детей группы «Радуга» уже есть навык защиты проектов. Они с большим удовольствием это делают. Большую помощь в реализации проектов нам оказывают родители.
«Познавательное развитие»
«Приобщение к социокультурным ценностям»
В группе имеется материал по ознакомлению с родным краем:
- символика Ставрополья и села,
- альбом «Мой край родной»,
- карта Ставрополья,
- альбом «Моя родина – Кавказ»,
- наборы открыток с городами Ставропольского края,
- материалы по знакомству с казачеством,
- книги «Преображение земли», «Полюшко-поле»,
- альбом «Откуда хлеб пришел», «Профессии»…
Мы знакомим детей с писателями и поэтами края, села. У нас есть подборка детских книг с местными поэтами и писателями. Ходили в музей на выставку, посвященную ВОВ, где дети знакомились с героями –земляками, с военными экспонатами; посещали в музее выставку коллекции жительницы села - Л. В. Моловичко «Птицы»
«Речевое развитие»
Для расширения знаний детей о стране, о Родине, о людях, населяющих нашу страну, об их достижениях, о войне, о героических подвигах народа, рассматриваем картины, проводим беседы на определенные темы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, смотрим видеоматериал.
Дети вместе с учителем-логопедом составляют рассказы о семье, селе, крае, используя карточки-схемы, мнемотаблицы.
«Чтение художественной литературы»
Для воспитания патриотических чувств детей на примере подвига советского народа, мы знакомим их с произведениями Л. Кассиля «Наша Армия», К. Паустовского «Похождения жука-носорога», «Мешок овсянки», «Таран»…
«Художественно- эстетическое развитие»
Участвовали в выставке совместных с родителями поделок «Люблю тебя. село родное», в выставке рисунков: «Этих дней не смолкнет слава!», «Военная техника», «Самая любимая, самая родная!» Рисовали пейзажи родного села, совместно с родителями создавали семейные гербы, генеологические древа, изготавливали книги «Моя семья»
Наши дети участвовали в международном конкурсе «Академия талантов» в номинации «Родной край», где 3 человека получили дипломы лауреатов.
Вместе с детьми разучиваем песни о Родине, об Армии, русские народные танцы.
«Развитие игровой деятельности»
В группе имеются дидактические игры: «Кому это нужно для работы?», «Профессии» (лото, «Город мастеров», «Хочу все знать», «Ассоциации», «Дружат дети всей Земли»…
Сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Наша Армия», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника»…
Все игры способствуют развитию знаний у детей о профессиях нашего народа, о традициях, способствуют формированию у детей правил поведения в обществе, нормам взаимоотношений.
Чем старше становятся дети, тем разнообразнее становится работа по воспитанию у них патриотических чувств. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" мы предлагаем ребенку определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Мы стараемся, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
В результате работы нашего педагогического коллектива стало то, что у детей преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем микрорайоне, стали проявлять любознательность по отношению к родному селу, они с удовольствием включаются в проектную деятельность по данной тематике, родители не остаются равнодушными к нашим просьбам и всегда стараются идти к нам навстречу. Ведь как говорил А. С. Макаренко «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».