Ирина Репина
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности
(сообщение из опыта работы)
Музыкальный руководитель : Репина Ирина Владимировна
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности» размещена в разделах
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Развитие музыкальных способностей детей проходит через интеграцию различных видов деятельности. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. «Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания». Интегрированная деятельность - это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.
Интегрированное занятие должно быть :
-четким, компактным;
-изучаемый материал логически взаимосвязан;
-доступный изучаемый материал;
Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированных занятиях лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы даёт большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Структура проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста :
- Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
- Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
- Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не даёт детям утомляться. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребёнка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентир идет на ребёнка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать её характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.
Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социализация»
- За счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
- Приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Безопасность»
- За счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .
Образовательная область «Познавательное развитие»
- За счет сенсорного развития;
- Формирования элементарных математических представлений;
- Формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»
- За счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
- Расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.
«Чтение художественной литературы»
- За счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
- Приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Приобщение к искусству»
- Приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.
«Изобразительная деятельность»
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)
Образовательная область «Физическое развитие»
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
- Воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
- Формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).
«Физическая культура»
- За счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);
- Накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
- Формирования у детей потребности в двигательной активности.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Диапазон тем таких занятий широк. Это и тема природы, и темы, посвященные растительному или животному миру, тема социального характера.
Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребенка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, создаются условия для творческих проявлений.
В зимний лес на санках
Интегрированное занятие в средней группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Цель: Развивать у детей воображение, мышление, творческие способности. Укреплять межпредметные связи.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные образы.
- Учить передавать в движении содержание текста песни, особенности игрового образа.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
- Совершенствовать чувство ритма.
Развивающие :
- Прививать навык работы в новой художественной технике.
- Развитие музыкальности ребенка.
- Развитие художественно-творческих способностей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброжелательность и искренность.
- Формировать выдержку, умение действовать по сигналу.
- Воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
Предварительная работа: разучивание песен, игр, чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», рассматривание изображений животных.
Материал: шапочки зверей для игры, металлофон, колокольчики, вата, альбомные листы, гуашь, кисточки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Вот и зима к нам пожаловала.
Она зовет играть в снежки, на саночки садиться,
Спешить в морозные деньки на горку веселиться.
Сегодня мы поедем в зимний лес на санках – посмотреть, как зимуют звери. Давайте споем песню о санках.
А. Старокадомский «Песня «Кукла»
Музыкальный руководитель : А теперь садитесь в парах в сани и поедем в лес.
Дети встают парами, «едут» под песню А. Филиппенко «Сани».
Музыкальный руководитель : Далеко мы с вами заехали. Как тихо в зимнем лесу! Только позванивают сосульки на ветках деревьев. Давайте покажем, как звенят сосульки.
Н. Картушина «Музыка леса» -- игра на колокольчиках и металлофоне.
Музыкальный руководитель : А в зимнем лесу живут разные звери. Давайте посмотрим, кто там ходит по лесу.
Дидактическая игра «Кто как идет» муз. Г. Левкодимова.
Дети слушают и узнают музыкальные произведения, передают образы зверей в простейших имитационных движениях.
Музыкальный руководитель : А вы умеете танцевать, как лесные звери? (ответы детей)
Е. Гомонова «Пляска лесных зверей» -- танцевальное творчество.
Музыкальный руководитель : Молодцы, хорошо ваши звери танцевали! А сейчас нам надо пройти по лесу через «сугробы» вон к тем столам.
А. Гречанинов «Лошадка» - ходьба с высоким поднятием колена.
Музыкальный руководитель : А каких еще зверей, живущих в лесу вы знаете? (ответы детей) Давайте нарисуем их с помощью ватного комочка.
Воспитатель объясняет, как надо пользоваться ватным комочком, чтобы нарисовать туловище животного, затем дорисовать детали кисточкой. Дети работают, воспитатель наблюдает за ними и,если необходимо, помогает.
Музыкальный руководитель : Какие замечательные зайцы и медведи у вас получились! Пока рисунки подсыхают, давайте поиграем в игру с медведем.
Л. Олифирова «Игра с медведем».
Музыкальный руководитель : А хотите прокатить своих зверей на санках? (ответы детей) Тогда берите свои картинки и садитесь в санки.
Звучит песня А. Филиппенко «Сани».
Дети встают парами, изображая сани, и «уезжают» из зала
Мордовская матрешка
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
2016 г.
Цель: Знакомить с музыкой мордовских композиторов, с декоративно-прикладным искусством, с мордовской матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о родном крае.
- Знакомить с музыкой мордовских композиторов.
- Учиться выполнять нетрадиционную аппликацию (пуговицами).
- Закрепить умение выполнять движения мордовского танца.
Развивающие :
- Дать представление о национальной деревянной игрушке матрешке.
- Развивать мыслительные операции, речь, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой родине, бережному отношению к ее традициям.
- Воспитывать умение слушать.
Предварительная работа:
- беседа о мордовском крае,
- рассматривание иллюстраций о матрешках,
- заучивание песни, танца.
Материал: мольберт, нарисованная на ватмане матрешка, пуговицы, клей, мордовские костюмы.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дети! Сегодня для вас будет звучать мордовская музыка. Мы познакомимся с композиторами Мордовии. Мы с вами слушали главную песню Мордовии. Как она называется? Кто ее написал?
Дети: Гимн Мордовии. Написала Нина Кошелева.
Музыкальный руководитель : Какая по характеру эта музыка?
Дети: Торжественная, ее нужно слушать стоя.
Музыкальный руководитель : А сегодня мы послушаем другую по характеру музыку.
Звучит «Мордовская плясовая» Л. И. Воинова.
Дети: Музыка веселая, танцевальная.
Музыкальный руководитель : Эту музыку написал композитор Л. И. Воинов, она звучит в исполнении оркестра, а главным в нем звучит баян. Давайте еще раз послушаем. (звучит музыка плясовой) И не просто послушаем, а подыграем вместе с оркестром на наших шумовых инструментах.
Дети играют вместе с звучанием «Мордовской плясовой».
Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! Я хочу подарить вам мордовскую матрешку. (открывает мольберт с нарисованной матрешкой) Ой, беда! Все бусы у матрешки рассыпались. Надо ей подарить новые.
Аппликация из пуговиц «Подарим бусы матрешке»
Во время работы звучит «Левженский наигрыш».
Музыкальный руководитель : Какая красивая получилась матрешка. Она, наверное, очень хочет танцевать. Давайте вспомним движения мордовских танцев. Какие мы знаем?
Дети: Лебедушка, замочек, вертушок.
Дети выполняют танцевальные движения.
Музыкальный руководитель : А теперь посмотрим танец матрешек, а мы будем им помогать песней.
Танец-песня «Мордовские матрешки».
Музыкальный руководитель : Какую мы сегодня музыку слушали? С какими композиторами познакомились?
Весна на птичьем дворе
Интегрированное занятие во 2 младшей группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
2015г.
Цель: Обобщать представления детей о домашних птицах. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать эмоциональность.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей активно участвовать в совместных играх.
- Обучать правильному произношению звуков.
- Формировать первоначальные навыки в передаче игрового образа. -
- Учить делать аппликацию по контуру.
Развивающие :
- Развивать связную речь.
- Расширять и обогащать словарный запас.
- Развивать умение под музыку выразительно имитировать движения, характерные для различных животных.
Воспитывающие:
- Воспитывать партнерские отношения между детьми.
- Прививать детям чувство дружбы.
Оборудование: Плоскостный домик. Скамеечка. веревка. Шапочки цыплят. Маска кошки. Листы бумаги с контурами цыплят. Желтые салфетки. Клейстер. Кисточки. Фломастеры (красный и черный).Корзинка с «яичками» из киндер-сюрпризов.
Музыкальный руководитель : Ребята, отгадайте загадку!
Квохчет, квохчет, по двору гуляет, деток собирает. Кто это? (ответ детей). Правильно курочка. Хотите, я расскажу вам историю про нее? Только, если вы мне поможете. Согласны?
Жила-была Курочка-Рябушечка. Всю зиму она сидела в домике-курятнике. Наступила весна: стало солнышко пригревать, во дворе травка зеленая выросла. (Курочка-воспитатель- выходит из домика).вышла курочка по травке погулять, червячков поискать, водичку из лужицы попить. Хорошо! Да только скучно ей одной. Решила курочка цыпляток вывести. Снесла она яички и стала их высиживать. (курочка уходит в домик). Не ест, не пьет, яички греет. И вдруг… что это (Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся цыплят» М. Мусоргского).Кто это стучит? Правильно, цыплята в яичках стучат. Раскололись скорлупки, и выбрались цыплята на свет. Какие они? Желтые, пушистые. Хотите быть цыплятками? Идите за мамой-курочкой. Цыплята только что вылупились, ножки у них маленькие, ходят они мелкими шажочками. (Дети-цыплята идут под песню «Цыплята» А. Филиппенко). Долго сидели цыплята в скорлупке, устали. Надо зарядку делать.
Курочка: Становитесь по порядку, с мамой делайте зарядку!
Надо нам потанцевать, ножки, крылышки размять.
Пусть мы еще малышки, но крепки наши крылышки.
Помашем ими дружно, смотрите-ка как нужно. (машут руками)
Выставляем ножки, как будто мы в сапожках:
Сначала ножку правую, а потом и левую.
Вот так танцуя весело, гимнастику мы делаем (выставляют ногу на пятку)
Чтоб увидеть все вокруг, повернемся, сделав круг.
А потом еще другой и закружимся юлой. (кружатся)
Будем прыгать высоко, видишь, это так легко!
Пусть не можем мы летать, зато любим поскакать. (прыгают)
Курочка: Молодцы, мои цыплятки, дружно сделали зарядку.
Музыкальный руководитель : А я хочу еще загадку загадать. Кто на птичьем дворе самый главный? (петушок). Правильно, давайте повторим знакомую песню.
Дети поют р. н. песню «Петушок».
Музыкальный руководитель : А еще на птичьем дворе весной вышли из сарайчика уточки.
Утки плавают с пеленок, даже маленький утенок
Корм, ныряя, достает! На воде не пропадет!
Танец «Уточки» М. Картушина
Музыкальный руководитель : А я вам хочу еще загадку загадать.
Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет.
одевает ребенку шапочку кошки, сажает его.)Правильно, кошка. А вот и она). Лежит на лавочке, мурлычет, дремлет на солнышке.
Курочка: Осторожней будьте, крошки, берегитесь Мурки-кошки.
Давайте для кошки, чтобы она стала доброй, споем песню.
Песня «У окна-окошка» (ж. «Муз. руководитель» №3-2012)
Курочка: Какая добрая песня! Теперь пойдемте в курятник, я научу вас на жердочке сидеть. (возле домика лежит веревка, дети становятся на нее и приседают).Сидите, цыплятки, а я пойду,посмотрю, уснула ли кошка, можно нам во двор идти.
Инсценирование песни «Цыплята» А. Филиппенко
Музыкальный руководитель : На скамейке, у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. (кошка мяукает и догоняет цыпляток). Вот как хорошо поиграли! А теперь пора цыпляткам снова превращаться в ребяток. А чтобы Курочке не было скучно, мы для нее сделаем цыплят.
Аппликация «Цыплята». Дети скатывают в шарики небольшие кусочки салфеток, наклеивают шарики на лист бумаги, заполняя контур цыпленка; подрисовать клювик, лапки, глаз).
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
У моря
Интегрированное занятие в средней группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Цель: Расширять знания детей о море.
Задачи: Познакомить с произведением Н. Римского-Корсакова, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать творческое воображение.
Материал: морские камушки, ракушки, шапочка для большой рыбы, запись «Шум моря», «Океан-море синее» Н. Римского-Корсакова, картинки-раскраски для всех детей
В зале у центральной стены картина «Море». Возле нее – «берег» (морские камушки, ракушки). Дети входят в зал. Звучит «Прогулка» А. Александрова.
Музыкальный руководитель : Сегодня хороший, ясный день и я предлагаю совершить прогулку к морю.
Дети идут по залу, подходят к картине.
М. р. : Вот мы и у моря. Посмотрите, на берегу лежат морские камушки, ракушки. Их море выбрасывает волной на берег.
Звучит шум моря.
М. р. : Вы слышите этот шум волн. Волны накатываются на берег и опять уходят в море. Я предлагаю послушать музыку, которую написал композитор после того, как он увидел и услышал море.
Дети слушают «Океан-море синее» Н. Римского-корсакова. Музыкальный руководитель беседует с детьми о прослушанной музыке.
М. р. : А давайте сейчас у моря поиграем.
Игра «У синего-синего моря»
(«У синего-синего моря мы будем, как чайки летать.
Какие фигуры построим – попробуйте вы отгадать». Дети говорят считалку, покачиваясь, как на волнах. Затем замирают в придуманной позе)
М. р. : Поиграли, а теперь поплаваем на лодочке.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву. (Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (При этом кисти рук изображают волны)
Паруса подниму, (Поднимаем вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (При этом кисти рук опять изображают волны)
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения)
М. р. : Про рыбок мы с вами знаем песенку.
Песня «Рыбка» М. Красева.
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в веселую игру «Большая рыба и маленькие рыбки».
(Под веселую, легкую музыку дети-«рыбки» плавают (ладошки сложены перед собой, музыка меняется, выплывает большая рыба, маленькие приседают («прячутся под камушек», шевельнувшаяся рыбка выходит из игры.)
М. р. : Ребята, я надеюсь, что вы когда-нибудь все попадете на море и сами увидите и услышите его. А сейчас я подарю вам эти картинки-раскраски, которые вы разукрасите в группе в свободное время. Еще я хочу, что бы вы послушали веселую песню «Осьминожки» из м/ф «Про осьминожек».