оксана кузичкина
Педагогический проект по экологии «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цитата:
Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой… Л. Н. Толстой
Творческое название проекта.
«Дети радости… вестники радуги»
Участники проекта : воспитатель, дети.
Описание проекта :
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работа над проектом по изучению птиц нашего края станет важным этапом в формировании любви к своей малой родине, уважения к окружающей среде, гражданской ответственности за экологию родного края.
Работа носит обучающий, воспитательный и развивающий характер.
Проект состоит из трех блоков:
1. Информационно-пропагандистский
2. Практико-исследовательский
3. Творчески-исследовательский
Каждый блок отражает деятельность в определенном направлении. По данной схеме выполнялась планомерная теоретическая, практическая, исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по наблюдениям.
Тип проекта : творческий, коллективный.
Участники проекта : Воспитатель, дети старше-подготовительной группы.
Форма представления: открытые занятия, консультации для родителей на родительском собрании, и педагогов, на педсовете, слайдовая презентация и защита проекта.
Сроки реализации: 1 учебный год.
Условия реализации: интерес детей и родителей, методические разработки.
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта :
анкетирование, организация экскурсий, диагностика усвоения, фото и видеоматериалы.
Цели проекта.
Совершенствование знаний детей о птицах нашего края.
Задачи проекта.
1. Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения;
2. Распространение знаний о природе и ее защите;
3. Совершенствование знаний детей о птицах нашего края;
4. Привлечение внимания общественности к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зеленых насаждений;
5. Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.
Гипотеза.
Если воспитывать в детях интерес к природе, показывая детям, что и как надо наблюдать у птиц, животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения повадки, то у детей формируются не только знания о природе, но и отношение детей к ней.
Проблемный основополагающий вопрос.
Как научить детей чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем его многообразии.
Актуальность.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий.
Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
В своей работе я исхожу из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны окружающей природы; воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.
Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, я ограничила свое исследование областью ознакомления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.
В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:
систематические наблюдения и их фиксация в календаре; труд по уходу за птицами на участке детского сада; игры экологического содержания; чтение художественной литературы и др.
С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах проводила ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекала художественную литературу — произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.
Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.
На целевых прогулках, занятиях подводила детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т. д.).
Наблюдая отлет птиц на юг, спрашивала у ребенка, почему они улетают.
Помогала сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий.
Этапы проекта :
Организационно - подготовительный
Основной
Заключительный
Организационно - подготовительный
№ Виды деятельности Сроки
1. Организация экскурсий на луг, в берёзовую рощу. Сентябрь декабрь апрель июнь
2. Наблюдение за птицами В течение года
3. Слушание пения птиц В течение года
4. Подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий, консультаций, семинаров – практикумов (для педагогов). Сентябрь декабрь
5. Выбор темы и подготовка материала для проведения открытого занятия Сентябрь октябрь
6. Изготовление наглядно – информационного материала (раскладушки, стенды) В течение учебного года
Основной
№ Виды деятельности сроки
1. Проведение рядовых и открытых занятий для педагогов и родителей В течение учебного года
2. Оформление папок – передвижек для родителей и детей Октябрь декабрь март
3. Проведение семинаров – практикумов, консультаций для родителей и педагогов В течение учебного года
4. Изготовление наглядно – информационного материала В течение учебного года
5. Проведение конкурса «Лучшая столовая для птиц» Январь
6. Организация экскурсий В течение года
Заключительный этап
Анализ результативности
Презентация проекта (для родителей и педагогов – открытые занятия, слайдовая презентация).
Практические результаты проекта :
- создали птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
- обеспечили постоянное дежурство и подкормку птиц;
- подготовили материал для практического оказания помощи птицам;
- изготовили скворечники для перелетных птиц;
- провели комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.