Дарья Алейникова
Проект по экологии «Осенний мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Природа- это неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно сталкиваются с природой. Именно по этому следует научить их бережно относиться к природе.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности, так как при использовании этого метода дети проявляют достаточную активность в самостоятельном поиске ответов, что позволяет более эффективно воспринимать информации.
Публикация «Проект по экологии „Осенний мир“» размещена в разделах
Цель проекта : расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Задачи:
-Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей.)
-Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
-Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации; вызвать устойчивый интерес к природе;
-Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
-Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
-Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
-Развивать связную речь;
-Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
-Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;
-Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать;
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы проекта :
1 этап
-постановка проблемы (совместно с детьми). К Детям в группу приходит осень : «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года. Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть. Из-за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.
-решение проблемы. Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года. Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.
2 этап-подготовительный. Выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте «Осенний мир».
-Провести беседы с родителями:
Беседа «Правила безопасности в осенний период».
Беседа «Витамины для детей».
-Подготовить для родителей рекомендации.
Цель: дать детям элементарные представления о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное.
1. Тематические бесед «Деревья», «Осенняя одежда», «Овощи. Фрукты», «Животные и птицы осенью».
1. Рекомендации для проведения тематических бесед.
Тема: «Фрукты и овощи»
1. Рассмотрите вместе с ребенком натуральные овощи и фрукты.
2. Объясните, что картофель, огурец, морковь, капуста, свекла, тыква, редиска, лук, перец, и т. д. Все это называется одним словом «овощи».
Слива, груша, банан, яблоко, персик, лимон, апельсин и т. д. - «фрукты»
3. По возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи (в огороде на грядке) и фрукты (в саду на деревьях).
4. Расскажите, что из них готовят.
5. Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо.
6. Обратите внимание на признаки овощей и фруктов: цвет, форму, вкус.
7. Попробуйте с ребенком составить описательный рассказ.
Внимание: ребенок должен видеть и держать в руках то, о чем он рассказывает.
Например: «красное яблоко».
Это яблоко. Оно растет в саду. Цвет красный. Оно круглое. На вкус сладкое.
8. Расскажите ребенку, что для выращивания овощей и фруктов человек затрачивает много времени и сил. Это большой труд, к которому нужно относиться с уважением.
Сначала вспахивается земля, затем сажается семя, потом долгий уход (поливают окучивают, полют) и только потом сбор урожая.
9. Загадайте ребенку загадки:
Само с кулачок, красный бочок
Потрогаешь — гладко,
Откусишь — сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
Спелый, сочный, ароматный
Я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь,
Внутри косточку найдешь. (Персик)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Тема: «Деревья»
1. Покажите на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы, плоды и т. д.).
2. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями деревьев.
3. Расскажите ребенку, какие бывают виды деревьев (хвойные, лиственные).
4. Расскажите, что происходит с листьями. (появляются почки, распускаются, появляются маленькие листочки, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают). Обратите особое внимание на то, что происходит с листьями в осенний период.
5. Расскажите о хвое (она остается зеленой и не опадает, хвойные деревья круглый год зеленые).
6. Прочитайте ребенку стихотворение и постарайтесь выучить его.
У зеленой ели-ёлки
Очень колкие иголки,
Росло дерево в лесу,
А я домой его несу.
Пусть на нем висят шары,
Много разной мишуры,
А под ним подарки-
Все цветные, яркие.
Будет в праздник Новый год
Вокруг ёлки хоровод.
(С. А. Васильева)
Тема: «Одежда осенью»
1. Расскажите ребенку об одежде, какая она бывает (летняя, зимняя демисезонная).
2. Посмотрите вместе с ребенком фотографии (летние, зимние, осенние, весенние). Опишите виды одежды.
3. Задайте сравнительные вопросы.
Что на тебе одето летом?
Что осенью?
Что весной?
Что зимой?
4. Расскажите почему осенью мы стали одеваться теплее, в чем отличия между этими видами одежды.
5. Загадайте загадки.
Разошлись пальчики
В темные чуланчики.
Каждый пальчики
В свой чуланчик. (Перчатки)
Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Тема: «Животные и птицы осенью»
1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки животных. Познакомьте его с названиями животных нашего леса.
2. Расскажите о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, дупле и т. д.).
3. Расскажите как осенью звери готовятся к зиме (белка делает запасы и меняет шубку, заяц меняет шубку, медведь впадает в спячку, ежи делают запасы).
4. Познакомьте ребенка с названиями перелетных птиц (ласточка, грач, аист, кукушка, соловей, скворец). Объясните почему этих птиц называют перелетными.
5. Загадайте загадки:
Зимой — беленький,
Летом — серенький. (Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток — ни одной. (Ёж)
2. Совместные прогулки.
1. Рекомендации по проведению совместных прогулок с детьми.
1. Расскажите ребенку об осени (Осенью природа быстро меняется. Листва становиться разноцветной, потом облетает. На улице становиться с каждым днем все холоднее и холоднее. Люди стали теплее одеваться).
2. Соберите с ребенком гербарий. Прогуляйтесь в парк или лес. Понаблюдайте, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Поиграйте с ребенком в соревнования, кто из вас найдет самый большой лист, кто соберет больше красивых листьев, кто найдет самый красный лист и т. д.
3. Наблюдайте за изменениями в природе (что осенью делают птицы). Сходите на озеро, осенью туда часто прилетают утки, покормите их. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание на наряд деревьев. Возможно еще цветет шиповник, объясните ребенку, что уже созрели все ягоды. Рассказывайте ребенку об осенних приметах.
Приметы осени :
Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.
Много рябины уродилось — значит, осень дождливая J будет, а зима морозная.
Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.
Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.
Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.
Деревья долго листву не сбрасывают — к морозной и долгой зиме.
Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.
Паутины много летает — к хорошей, теплой погоде.
Паутинки летают осенью — стоят последние теплые! деньки и скоро похолодает.
Поговорки про осень :
День на печи провалялся — зимою голодным остался.
Урожай потеряешь, коль день прозеваешь.
4. Сделайте с ребенком красивый букет из природного материала (листья, ветки рябины, веточки с шишками, травинки и т. д.).
5. Выучите с ребенком стихотворение.
Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает
Листья жёлтые летят
Прямо на руки ребят.
7. Загадайте загадки:
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождь).
3. Чтение художественной литературы.
3. Рекомендованная литература.
Тема: Дикие животные и их детёныши.
1. А. К. Толстой «Белка и волк».
2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. р. н. с. «Заяц-хваста»
5. И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл. : «Белка», «Медвежья семья».
6. Р. н. с. «Зимовье».
Тема: Поздняя осень. Предзимье
1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
1. И Токмакова «Деревья».
2. К. Ушинский «Спор деревьев».
3. А. Плещеев «Ель».
4. А. Фет «Осень».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. К. Ушинский «Четыре желания».
7. А. Пушкин «Осень».
8. А. Толстой «Осень».
Тема: Овощи, фрукты
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Тема: Грибы, ягоды
1. Е. Трутнева «Грибы»
2. В. Катаев «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды».
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»
2. В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
3. А. Майков «Ласточка»
4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Л. Н. Толстой «Лебеди»
6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. А. Н. Толстой «Желтухин».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
2. З. Александрова «Сарафанчик».
3. С. Михалков «А что у вас?».
-Развивающая среда: пополнения среды тематической художественной литературой, картинами, плакатами, дидактическими играми, трафаретами для рисования, раскрасками.
3 этап- реализация проекта.
-Образовательная деятельность: Цикл занятий по всем видам деятельности. Цикл игр (дидактические, подвижные, игры со стихами, этюды на имитацию, сюжетно-ролевых, компьютерных) Чтение, заучивание наизусть, загадывание и отгадывание загадок, пословицы. Работа с презентациями.
Тема: «Природу надо беречь!»
Тема: «Интервью у леса»
Тема: Д/и «Кто где живет?»
Тема: Д/и «С чьей ветки детки?»
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Чтение: сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»;
Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»;
Просмотр мультфильма «Винни-Пух»;
Чтение сказки А. Толстого «Сорока».
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование
Тема: «Братья наши меньшие»;
Тема: «Золотой луг».
Лепка
Тема: Мой любимый персонаж мультфильма Винни-Пух».
Аппликация
Тема: «Цветущая ветка сирени».
-Совместная деятельность с родителями: Беседы с родителями, совместное изготовление поделок из природного материала, из овощей, фруктов. Экскурсии в магазин или на рынок. Подбор семейных фотографий.
4 этап- итог. КВН «Мир осени». Сцен газета «Что мы делали осенью»
КВН «Мир осени». (План мероприятия)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, кто самый эрудированный.
Воспитатель: За каждый правильный ответ вам будет даваться жетон.
Итак, вы готовы (да). Тогда начнём с разминки.
Разминка.
Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.
Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».
- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
- Какие деревья сбрасывают на зиму листья (лиственные) Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? ( хвойные: сосны, кедры, ели) -Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).
Жюри подводит итоги конкурса.
Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный. Но вы ведь справитесь? (да).
Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».
«Отгадать дары осени».
1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .
2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает (лук).
3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков столько беленьких жильцов. (подсолнух) .
4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла).
5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь.
6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста).
7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб).
«Назвать пословицы, поговорки, народные приметы.
Гром в сентябре – теплая осень.
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Осенней иней – к сухой солнечной погоде.
Если осенью снегу нанесет рано, то и весна ранняя.
Появится поздний грибок, так и будет поздний снежок.
Игра «Скажи иначе»
Осенью небо серое — темное, хмурое, пасмурное.
Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.
Осенью цветы высохли – завяли.
Осенью птицы улетают – косяком, стаями.
Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.
Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.
«Угадай на вкус»
Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Вы должны с закрытыми глазами узнать на вкус дары осени (капуста, морковь. свекла, семечки, лук, чеснок, тыква) .
«Что перепутал художник»?
Детям предлагается по два изображения со временем года – 1) осень; 2) зима. Нужно внимательно рассмотреть и сказать, что не так на картинке.
Подведение итогов. Вручение наград.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М. : Учпедгиз, 1926
4. Мир природы и ребенок. Учебное пособие. /под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб. : Акцидент, 1998.
5. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание,2002.
6. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия ее реализации в детском саду. -М. : Мозайка-Синтез, 1999.-224с.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.-336с.
8. Прохоровой Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников/М. : Аркти, 2003.
9. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002.
10. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольника с природой: Пособие для воспитателей дет. Сада- 2-е изд., дораб. - М. : просвящение, 1983.-207с., ил.