Оксана Верещагина Трофименко
Педагогический проект «Год экологии в России. Лапландский заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Год экологии в России. Лапландский заповедник».
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №58, г. Апатиты, Мурманской обл.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…
И охранять природу – значит охранять Родину»
(М. М. Пришвин).
Публикация «Педагогический проект „Год экологии в России, Лапландский заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Актуальность проекта: 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.
Почему курс на экологию так важен для России? Ученые и власти давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Почему это происходит? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств, в то время как кризис, постигший страну, негативно сказывается на возможности предприятий покупать новое более экологичное и безопасное для окружающей среды оборудование. Аварийные ситуации на производстве перестали быть редкостью, атмосфера наполнена концентрацией вредных газов, в следствии этого крупные города и вовсе находятся в опаснейшем положении. Производственные выбросы провоцируют закисление атмосферы, которое, в свою очередь, становится причиной загрязнения воды и почвы, негативно отражаясь на сельском хозяйстве. Стремительная вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов (наша страна перерабатывает всего 3% отходов, тогда как наши европейские соседи утилизируют до 60% отходов) актуализируют проведение года экологии 2017 и плана мероприятий в ДОУ.
На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Правительственный курс направлен не только на проблемы экологии, но также на заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах. План мероприятий в ДОУ в году экологии 2017 подчиняется федеральному плану, который условно разделен на два направления: защита и обустройство заповедных комплексов, комплексные проблемы экологии.
Федеральный план призван привлечь к мероприятиям, посвященным году экологии, как можно больше людей. Экологическая безопасность России поставлена на наивысший контроль.
Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают самое непосредственное участие. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу надо начинать именно с младшего дошкольного возраста. Именно с этого возраста важно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в её сохранении и сбережении.
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней в той или иной форме.
Природа оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что именно он первооткрыватель, что именно он первым услышал стрекотание кузнечика, именно он первым увидел, что снег - это очень большое количество красивых снежинок.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.
Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы.
Человек так или иначе связан с природой. Пусть с развитием городов об этом стали забывать, однако все мероприятия 2017 года, года экологии в нашей стране, напомнят об этом. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на различные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Реализация проекта: один месяц
Участники проекта: воспитатели и дети второй младшей группы, родители.
Название проекта: «Год экологии в России. Лапландский заповедник».
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к проблемам экологии в нашей стране.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей с понятиями «экология», «проблемы экологии»;
• Формировать чувство причастности у детей дошкольного возраста к проблемам экологии в нашей стране;
• Дать первичные представления детям о том, что такое «заповедник», о его назначении; познакомить с одним из заповедников нашего края, с Лапландским заповедником; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
• Дать детям представление о лесе, как многоэтажном доме, где все растения и животные занимают свой «этаж» и находятся в тесных взаимосвязях друг с другом (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев); учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса; познакомить с правилами поведения в лесу; воспитывать любовь к природе, желание беречь лес;
• Обогащать впечатления дошкольников о мире природы за счёт разных видов деятельности.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
• Развивать творческие способности детей;
• Расширять словарь детей за счёт слов: экология, проблемы экологии, заповедник, названий животных и растений, текстов стихов, рассказов и сказок по теме проекта;
• Развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Подготовительный этап:
Работа велась в нескольких направлениях:
• образовательном:
1. рассказ педагога,
2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации,
3. чтение произведений художественной литературы о природе Севера;
4. рассматривание фотографий по теме проекта;
5. слушание музыкальных произведений;
• воспитательно-образовательном (игровая деятельность);
• культурно-познавательном (встречи с интересными людьми);
• нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Основной этап:
1. Беседа с детьми на тему «Экология. А что это значит?».
Задача: Дать детям элементарные представления о том, что такое «экология», о задачах, которые она преследует.
Беседа из цикла «Встречи с интересными людьми» - встреча с Палкиной Дарьей Александровной, государственным лесным инспектором Кировского лесничества.
Задача: Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и его обитателях; продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, показать значимость этой профессии для общества и природы; расширять знания о жизни диких животных.
Беседа с детьми «Почему случаются лесные пожары?»
Задача: Уточнить представления детей о причинах возникновений лесных пожаров, их последствиях и влиянии на окружающий мир; развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление.
2. Чтение произведений художественной литературы о природе Кольского Севера
Задача: Познакомить детей с многообразием животного и растительного мира Севера
3. Тематические занятия:
По познавательному развитию:
• «Что такое заповедник? Лапландский заповедник».
Задача: Рассказать детям о том, что такое заповедник, его назначении; познакомить с одним из заповедников нашего края, с Лапландским заповедником; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
• «Лес – наше богатство».
Задача: Дать детям представление о лесе, как многоэтажном доме, где все растения и животные занимают свой «этаж» и находятся в тесных взаимосвязях друг с другом (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев); учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса; познакомить с правилами поведения в лесу; воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
• «Животный мир Севера. Северный олень».
Задача: Познакомить детей с животным миром нашего края, с северным оленем; развивать интерес к изучению родного края.
• «Знакомьтесь, Красная книга!»
Задача: Уточнить знания детей об этом издании, воспитывать чувство ответственности за родную природу
по художественно-эстетическому развитию:
Рисование:
• «Заповедный край».
Задача: Учить детей рисовать природу нетрадиционным способом.
• «Северный олень»
Задача: Учить детей рисовать фигуру северного оленя.
• «Заяц».
Задача: Продолжать закреплять умение детей рисовать животное способом тычка, передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца.
• «Снегирь».
Задача: Расширять представления о зимующих птицах; дать представление о снегире; закреплять умение узнавать снегиря по внешнему виду; учить детей рисовать эту птицу традиционным способом.
Аппликация:
• «Зимний лес».
Задача: Совершенствовать знания детей о времени года зима и ее признаках; Продолжать учить создавать из отдельных деталей выразительный образ леса; развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук, эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту объектов природы; Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
• «Мишка зимой».
Задача: Формировать знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы; продолжать учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали; развивать творческие способности, доводить начатое дело до конца.
Лепка:
• Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес».
Задача: Расширять знания детей о многообразии растительного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии; учить передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий.
• «Зайчик».
Задача: Учить детей лепить знакомые предметы, состоящие из нескольких частей, делить комок пластилина на нужное число частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей- приемами раскатывания палочек и сплющивания; закреплять умение прочно соединять части между собой, прижимая их друг к другу; воспитывать любовь к природе.
4. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку».
Задача: Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.
5. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит…», «Птички в гнёздышках», «Гуси-лебеди», «Лиса и цыплята», «Хитрая лиса», «Птица и птенчики», «Жили-были зайчики», «Филин и пташки».
Задача: Продолжать учить действовать по сигналу; формировать навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли; развивать двигательную активность.
6. Слушание аудиозаписей голосов птиц, песен по теме проекта
7. Экскурсия для детей в лес.
Задача: Помочь детям определить виды растений и животных родного края.
8. Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных
Задача: Обогащать представления детей о природе родного края; развивать творческие способности, речь
9. Выставка литературы по теме проекта
Задача: Развивать представления детей о многообразии мира природы
10. Экологический праздник «День птиц»
Задача: Прививать детям желание заботиться о птицах.
11. Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых
Задача: Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
12. Конкурс экологических сказок.
Задача: Прививать интерес к проблемам природы, развивать творческие способности детей.
13. Развлечение для детей «Путешествие на поезде «Природа».
14. Экологическая викторина.
Взаимодействие с семьёй:
• Консультации для родителей «Год экологии в России», «Что мы знаем о Лапландском заповеднике? История создания», «Крупные млекопитающие Лапландского заповедника», «Растительный мир Лапландского заповедника», «Божественно прекрасные».
• Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»;
• Выставка совместных работ «Природа и творчество»;
• Фотовыставка «Природа и животные нашего края»;
• Создание рукописной книги «Лапландский заповедник», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;
• Создание альбома по фотовыставке «Природа и животные нашего края»
• Помощь родителей в заучивании стихотворений с детьми.
• Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» с презентацией проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, иллюстрации, карточки, аудио- и видеозаписи, СД – диски;
• Коллекция животных Арктики и Антарктики из уголка родного края;
• Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;
• Сотрудничество с библиотекой семейного чтения г. Апатиты.
• Сотрудничество с ГОКУ «Кировское лесничество»
Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:
• Консультативный материал для родителей;
• Конспекты занятий, бесед;
• Картотека музыкальных произведений по теме проекта;
• Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;
• Картотека русских народных игр.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:
• тематические выставки детских работ: «Заповедный край», «Северный олень», «Заяц», «Снегирь», «Заповедный лес», «Зайчик», «Мишка зимой», «Зимний лес».
• изготовление альбома с детскими рисунками “Лапландский заповедник”.
Предполагаемые результаты:
• Развитие познавательного интереса у детей, уточнение представлений детей о том, что такое «экология», «проблемы экологии», «заповедник» и о Лапландском заповеднике в частности;
• Активно употребляют в речи слова, специализированные термины по теме проекта;
• Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
• Сформировать у детей представление о разнообразии природоохранных территорий в нашей стране.
Итог работы над проектом:
В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к защите природы в нашей стране, расширились представления о многообразии природоохранных территорий Кольского Севера, о Лапландском заповеднике.
2. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Пополнился словарный запас детей.
3. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием драматизируют небольшие произведения, читают стихи;
Итог проекта:
К концу проекта дети с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Они научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Обогатился и их словарный запас. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «геологов». Малыши стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке.
Также появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Результат проделанной работы:
• формируются начала экологической культуры у детей;
• формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к проблемам экологии в нашей стране. Многое зависит от нас. Детей с самого начала надо учить любить и беречь природу. И только тогда они будут чувствовать своё с ней единство, свою ответственность за неё.
Использованная литература:
• Большой атлас природы России. – М. : Эгмонт Россия Лтд., 2003. – 644с.
• Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. Ч. 1 / Под общ. ред. В. Е. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М. : Мысль, 1988. – 287[1] – с. : ил., карт.
• К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
• М. М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 48 с.
• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.
• Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.
• Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет \ Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
Интернет-ресурсы:
• http://www.laplandzap.ru/
• http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=1921
• http://www.resobr.ru/article/61554-qqq-16-m12-vserossiyskiy-god-ekologii-2017-plan-meropriyatiy-v-dou