наталья супилина
Педагогический проект по реализации ОО «Познавательное развитие» «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по реализации ОО «Познавательное развитие»
на тему:«Ты, Кубань, ты наша Родина!» для детей старшего дошкольного возраста
Супилина Н. А., воспитатель 2017г
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно-творческий.
Возраст детей: дети 5-6 лет
Публикация «Педагогический проект по реализации ОО „Познавательное развитие“ „Ты, Кубань, ты наша Родина!“» размещена в разделах
Участники проекта :дети группы «Березка», родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Длительность проекта :краткосрочный.
Период реализации проекта : с 04.09.2017 по 30.09.2017г
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
В. Непогода
Актуальность:
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. К сожалению, мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом.
Это наша история, наша культура.
Цели проекта :
Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Задачи проекта :
Образовательные:
создать условия для познавательно-творческой деятельности по изучению сведений о народных кубанских ремеслах, символики Кубани, кубанского фольклора, народных играх;
способствовать формированию у детей представления о жизни казаков;
способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Развивающие :
развивать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
развивать интерес и познавательные умения через художественно – эстетическую деятельность;
Воспитательные:
воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;
воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины;
закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Средства нравственного воспитания:
Художественные средства–художественная литература, изобразительное искусство, музыка и многое другое. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемой истории.
Игра-способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, любви к родному краю, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Окружающая обстановка–это вся атмосфера, в которой живёт ребёнок. Она является той загадочной страной, в которой они узнают о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний дошкольников о своем крае, о Кубани, воспитание любви к своей малой Родине.
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.
для детей:
формирование навыков нравственного поведения;
развитие патриотических чувств, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины;
умения видеть красоту окружающего мира;
привитие навыков нравственного поведения в природе и в быту;
эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить;
обогащение словаря,
развитие наблюдательности, любознательности;
интереса к творческой деятельности, ассоциативного мышления.
для родителей :
приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
для педагога :
систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности;
повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
удовлетворенность работой;
повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.
I ЭТАП Подготовительный – (04.09.2017 -06.09.2017)
Определение темы, постановка цели и задачи, разработка проекта;
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор методической и художественной литературы по теме.
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Подобрать материал для игровой деятельности.
Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности.
Разработка консультаций и материалов для бесед с родителями.
II ЭТАП – Основной Реализация проекта(10.09.2017 - 29.09.2017)
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Сложи картинку – рушник», «Отгадай что это?» (достопримечательности поселка) «Четвертый лишний» - животных края,
игра-пазлы «Собери и назови».
«Кому это нужно», «Третий лишний», «Что где растет», «Поймай скажи», «Угадай по описанию»
Настольные игры:
«Шахматы» «Пазлы» «Подбери картинку» «Профессии»
Игра- драматизация:
«Пастух и стадо», «Подворье»
Сюжетно-ролевые игры:
«На подворье казаков»,«Моя семья», «Путешественники», «Библиотека», «Пограничники», «Наездники», «Ремесленники», «Пекари»
Занимательные игры:
«Бывает – не бывает», «Собери флаг», «Домино фрукты», «Пятнашки»
Коммуникативная деятельность:
Ситуативное рассуждение:
Рассматривание: картины «Рождение Армии», тематического альбома «Наша Армия родная», старинные фотографии казаков.
«Как на территории Краснодарского края появились Казаки?», «Как люди заботятся о родной земле?»,
Самообслуживание и элементарный бытовой труд:
Уборка на участке, посадка семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (примула) на участке.
Поливка комнатных растений, мытье комнатных растений, посадка рассады цветов, черенкование комнатных растений,наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
НОД:
Тема:«Семейные традиции».
Задачи:Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность :
Целевая экскурсияна территории детского сада к уголку кубанского быта
Посещение мини музея в ДОУ
«Быт казачьей избы»
Экскурсияв сельскую библиотеку.
Опыты – эксперименты:
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Отражение воды»
Игры с воздухом:
«Воздух работает», «Разноцветные шарики».
Дидактические игры:
«Найди растение»,«Что изменилось?»,«Найди растение по названию»,
Коммуникативная деятельность:
Ситуативный разговор:
«Что носили наши предки», «Вспомним традиции Казаков»
Рассматривание «Вышивка на рушниках»
НОД:
Тема: «Богатства Кубани» - ознакомление с окружающим миром
Задачи:Продолжать знакомить детей с зерновыми и овощными культурами, которые выращивают на Кубани.
Тема: «Путешествие в прошлое»
Задачи:Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Упражнять в счете на слух и по картинке, обобщать предметы по форме, размеру, цвету.
Речевое развитие
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Природа Кубани»,
«Символика Кубани», «Ремесла Кубани»,«Каких животных Краснодарского края вы знаете?»
Разучиванье кубанских пословиц
Рассматривание пословиц в картинках
Сочини рассказ на тему:
«Старину мы уважаем, старину мы бережем»
Игровая деятельность:
Словесные игры:
«Кто назовет больше блюд из муки (теста)», «Из чего сварили кашу?», «Назови ласково»,
«Назови животных края».
Восприятие художественной литературы и фольклора:
Загадывание загадок
Разучивание частушек
Заучивание стихотворения:
П. Воронько «Лучше нет родного края»,Заучиванье отрывка из стихотворенья
В. Д. Нестеренко «Кубань»
В. Нестеренко «Весеннее утро»
Чтение:
Рассказы М. Глинской «Хлеб», В. Бакалдина
«Моя Кубань»,
Чтение Л. Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды».
Познавательно-исследовательская деятельность :
Рассматривание альбома «Достопримечательности Кубани».
Рассматривание иллюстраций и картин на тему казачьего быта,«Дары Кубани»
Рассматривание иллюстраций в детских книгах «Кубанские умельцы»
Презентация для детей «Кубань – житница России», «Ремесла Кубани»
Рассматривание папки «Родная Кубань»
НОД:
Тема: «Ремесла Кубани»
Задачи: Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение отгадывать загадки.
Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси.
Тема: «Казачьи сказки»
Задачи: Ввести в лексикон детей понятие - казачьи сказки, неповторимый
сказочный мир казаков, используя различные технологии. закреплять знания детей о русских народных сказках, находить
сходство и различия в содержании русских народных и казачьих
сказок, уметь делать вывод.
Тема: «На Кубани мы живем»
Задачи:Познакомить детей с народными обычаями и традициями. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей. Расширять представления детей о родном крае. Воспитывать уважительное отношения к старине и традициям нашего народа.
Тема: «Времена года на Кубани»
Задачи: Развивать связную речь детей.
Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о временах года.
Учить детей подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи сложные предложения
Прививать любовь и интерес к природе родного края.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Раскрашивание в раскрасках.
НОД:
Тема: «Подсолнухи» - рисование
Задачи:Учить детей создавать образы растений нашего кубанского края;
развивать эстетическое восприятие природы Кубани и образное мышление
Тема: «Цветы из кубанской соломки» - аппликация.
Задачи: Научить детей работать с соломкой, обводить по выкройке нужные детали (лепесток, листок, середину цветка).
Вырезать по контуру нужное количество деталей.
Уточнить представления о свойствах материала
Тема: «Рушники кубанских мастериц».- рисование
Задачи: Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле кубанской народной вышивки. Продолжать учить детей рисовать узор концом кисти.
Тема:«Виноградная лоза» рисование
Задачи:уточнять и расширять представление детей о винограде; закреплять умения детей изображать предметы (листья, лозу, ягоды, грозди винограда) с помощью красок и кисти, используя приобретенные ранее знания, умения, навыки; развивать любознательность, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к природе.
Тема: «Овощи в корзине»-лепка
Задачи:Формировать умение детей лепить овощи с натуры, закреплять знание обобщающего понятия. Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используемые ранее приемы лепки. Воспитывать у детей самостоятельность, творческую личность.
Тема: «Казачий кувшин»- лепка
Задачи:развивать умение пересказывать ранее прочитанное произведение, учить детей лепить кувшин с высоким горлом из пластилина, методом скрепления верхней и нижней части, применяя разнообразные способы лепки.
Музыкальная деятельность:
прослушивание гимнов России, Кубани, песен в исполнении Кубанского казачьего хора.
Слушание музыки «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В. Захарченко);
Викторина «Что ты знаешь о казаках?»
Конструирование:
«Моя улица», «Казачье подворье»
«Постройка кубанского подворья».
Физическое развитие
Двигательная деятельность:
Дыхательная гимнастика:
«Травушка колышется», «Курочка», «Лес шумит», «Одуванчик»
Игровые упражнения:
«Перебрось предмет», «Переправа»
Пальчиковые игры:
«Мама-мама» «Горы, реки» «Палец толстый» «Этот палец» «Вырос на поляне»
Подвижные игры:
«Золотые ворота», «Петух», «Плетень», «Быль», «Заплетайся плетень», «Горшки», «Калачи», «Хлибчик»
Хороводные игры:
«Подкова», «Воевода», «Бабушка Маланья», «По дорожке Валя шла»
НОД:
Тема: Игры казаков» с элементами фольклора
Физкультурно – познавательное занятие «Казачьи забавы»
Физкультурный досуг с участием родителей «Ай, да на Кубани»
Работа с родителями
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту) к пополнению Кубанского уголка в группе атрибутами старинных вещей.
Папка – передвижка «Богатая Кубанская земля», «Традиции казаков»
Участие в выставке работ «Осенняя ярмарка»
III ЭТАП Заключительный
Картотека кубанских подвижных игр;
Оформление Кубанского уголка в группе;
Изготовление наглядных пособий: кубанское подворье.
Презентация проекта на родительском собрании.
Библиография:
Издательство ВГИПК РО. – 188с. ТопорковА. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002. Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий.
Издательство: Краснодарское книжное издательство
Бондарь В. В., Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004 /стр. 216 стр.
МасловА. В. Кубанская старина : жизнь и быт казаков :элективныйкурс / А. В. Маслов. – 2-еизд. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективыобразования», 2007.
Сборникдидактическихигрпоознакомлениюсокружающиммиром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт. -сост. ПавловаЛ. Ю — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Интернет - источник
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/3469-obrazovatelnyj-proekt-na-kubani-my-zhivem.html
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-na-kubani-my-zhivem.html
https://nenuda.ru -%D0%BC%D1%8B-%D0%B6%D0%B8html