Шевцова Олеся Игоревна
Лексическая тема «Кубань ты наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедической непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Лексическая тема : «Кубань ты наша Родина!».
Составил: учитель-логопед
Шевцова О. И.
г-к Геленджик 2017 год.
Образовательная область и направление: речевое развитие
Цель: Актуализация словарного запаса детей логопедической подготовительной к школе группы по теме: «Кубань ты наша Родина!».
Программные задачи:
Темочки:
Коррекционно — образовательные: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе; способствовать развитию образовывать предложные конструкции.
Коррекционно — развивающие: развивать логическое мышление и связную речь детей; активизировать словарь по теме; формировать представления детей об истории родного края; развивать умение согласовывать слова в предложениях; закреплять знания детей о том, чем славится Кубань.
Коррекционно — воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес к истории Кубанского казачества; воспитывать любовь к родному краю.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.
Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, «казак», «казачка», «казачий круг», земляки, саманная хата, плетень, крынки, макитра, рушник.
Оборудование: картины, детские рисунки, альбомы с иллюстрациями, цветные карандаши, ИКТ.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта кубанского казачества; беседы о городе, крае; разучивание кубанских песен, игр, хороводов, поговорок и пословиц.
Ход непрерывно образовательной деятельности
Кабинет оформлен картинками, детскими рисунками на тему: «Кубань ты наша Родина!». Звучит музыка, на экране слайд по теме: «Кубань ты наша Родина!»
1. Организационный момент.
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов - моя земля. (слайд № 1)
2. Рассказ по теме.
Два имени
Давным - давно жили в России по берегам рек Днепр и Дон смелые, сильные люди, называли их казаками.
Слово "казак" не русское, а татарское, и означает оно "вольный человек". Самым главным у казаков был атаман. Казаки были хорошими воинами, храбро сражались с врагами, защищали нашу родину, стерегли границы. Умел казак и саблей лихо рубить, и из ружья метко стрелять, и на коне мчаться быстро, как ветер! Конь казаку - верный друг и помощник в бою, даже поговорка такая есть "Казак с конем и ночью и днем".
А еще казаки умели бесшумно пробираться в стан врага - не только по суше, но и по дну реки под водой могли незаметно пройти. Как? Срезали длинный тростник (внутри он пустой, как трубочка для коктейля, один конец тростника брали в рот, а второй над поверхностью воды немного выступал - через трубочку эту дышали и шли по дну реки поперек течения, пока на другой берег не выйдут. Вот какими находчивыми были казаки! (слайд № 2-3)
Шли годы, расселились казаки по всей России. Тех казаков, которые поселились на берегу Черного моря стали называть Черноморскими казаками. За хорошую службу царица Екатерина подарила Черноморским казакам в вечное пользование (навсегда) землю на правой стороне реки Кубань и приказала исправно охранять границу от врагов. (слайд № 4)
Портрет Екатерины II
художник Боровиковский Е. Л.
Построили казаки в излучине (на повороте) реки Кубань крепость, поставили вышки сторожевые, (слайд № 5)
сторожевая вышка
казачий курень
выстроили курени (дома, а посередине крепости поставили Свято-Троицкую походную церковь и назвали свой войсковой город Екатеринодар, в честь царицы Екатерины. (слайд № 6)
Год за годом город рос, появились дома каменные, красивые, храмы православные с золотыми куполами, школы для детей, библиотеки и театры, музеи.
Спустя много лет город переименовали в Краснодар, а царице Екатерине II поставили памятник. Вот такой: (слайд № 7)
Памятник Екатерине II
Так получилось, что у одного города есть два имени - старинное, первое - Екатеринодар, и современное - Краснодар.
В этом году 30 сентября Краснодару исполнится 225 лет! И 13 сентября исполнится 80 лет (13 сентября 1937 г.) со дня образования Краснодарского края! Как вы думаете, это много или мало? (слайд № 8)
3. Дидактическое упражнение «Имя города – КРАСНОДАР» (слайд №9)
Сосчитай, сколько букв в названии города?
Придумай на каждую букву хорошие слова и подари их городу
К - Кубань, казаки,.
Р - раздолье, радость.
А -
С-
Н-
О-
Д-
А-
Р-
4. Дидактическое упражнение «В нашем крае».
Составление распространенных предложений.
В нашем крае много городов. Каких? (Красивых, современных, больших, зеленых, благоустроенных, чистых,.).
В нашем крае проживает много людей. Каких?
(Трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных, умных, красивых,
гостеприимных, смелых,.).
Главное - это люди, ваши земляки. Все те, чьим трудом создается богатство нашей Кубани.
5. Физкультминутка. (слайд № 10)
На Кубани много хлеба (руки в стороны,
Высоко над нами небо (руки вверх, посмотреть на небо,
Соберем мы урожай (имитация сбора урожая,
Испечем мы каравай (показать круглый каравай,
Будем стол мы накрывать (соответствующие движения,
Песни петь и танцевать (танцевальные движения).
6. Дидактическое упражнение «Отгадать загадку».
Казачья игра «Колесо». (слайд № 11-12)
Издавна наш народ славился не только звонкими песнями, зажигательными казачьими плясками, но и веселыми играми. Поиграем в казачью игру «Колесо». Объясняю правила игры, играем с детьми 3-4 раза. Дети по кругу передают колесо, украшенное лентами. Звучит музыка. Ребенок, в руках у которого по окончании музыки окажется колесо, должен отгадать загадку.
Кто в бою надёжный друг, знает своё дело?
С казаками на врагов наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
Конь
Помидорный и пшеничный,
Кукурузный и свекличный.
Так держи всегда удар,
Славный город….Краснодар!
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
Сабля
Голове не будет страха,
если есть на ней … Папаха
Что удобней для ноги:
туфли или… Сапоги
7. Дидактическое упражнение «Собери казака в поход» (слайд №13)
Помоги казаку собраться в военный поход: как вы думаете, что может пригодится?
8. Составление рассказа - описания «Кубанское подворье». (слайд № 14)
Развитие связной речи детей.
В середине двора стоит саманная хата, крытая соломой и камышом. Здесь живет большая дружная семья. Возле хаты построен сарай для домашних животных. Рядом сложен стог сена. Весь двор огорожен плетнем из хвороста и камыша, на нем висят глиняные кувшины - крынки, горшки. Казачка в вышитой рубахе и ярком венке достает воду из колодца. Казак, одетый в бурку и папаху, снаряжает свою лошадь. Он собирается на казачий круг (собрание). Мальчики - казачата помогают отцу. На огороде растет тыква, арбузы, дыни, а вдоль плетня красуются подсолнухи. Как люба нам Кубанская земля!
9. Упражнение на развитие мелкой моторики «Раскрась герб Краснодарского края». (слайд № 15)
Детям предлагается по образцу раскрасить герб Краснодарского края.
10. Анализ образовательной деятельности. (слайд № 16-21)
Ребята, именно вы - наследники нашей прекрасной кубанской земли : ее
истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками
старших поколений. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и
луга, звонкие казачьи песни, память об истории земли нашей и ее
защитниках. Вам приумножать богатства родного края и замечательные
традиции наших земляков.